Рынок кирпича сегодня

После существенного спада строительного комплекса и рынка строительных материалов в частности после кризисного 2008 года, строительство и производство строительных материалов возвращаются к тем темпам, которые они набрали перед его началом. Об аналогичной тенденции говорит и статистика по рынку производства строительных материалов Производство отдельных видов продукции для строительства

 2011г.в % к 2010г.Декабрь 2011гВ % к декабрю 2010г.ноябрю 2011г.
Производство стекла и изделий из стекла
стекло листовое термически полированное и стекло листовое с матовой или полированной поверхностью, но не обработанное другим способом, млн.м214195,912,8108,098,5
стеклопакеты (без оконных переплетов), млн.м214,3112,81,2110,483,3
Производство керамических плиток и плит
плитки керамические глазурованные для внутренней облицовки стен, млн.м259,2107,35,5108,7105,3
плитки керамические для полов, млн.м277,6118,57,1121,2105,7
Производство кирпича, черепицы и прочих строительных изделий из обожженной глины
кирпич керамический не огнеупорный строительный, млн.усл.кирпичей6096117,2528117,397,6
Производство цемента, извести и гипса
портландцемент, цемент глиноземистый, цемент шлаковый и аналогичные цементы гидравлические, млн.тонн56,1111,43,6122,692,0
известь строительная, тыс.тонн2006116,4171115,7103,8
известь технологическая, тыс.тонн8184102,9701104,0102,2
гипс (алебастр), тыс.тонн3792113,7287106,699,0
Производство изделий из бетона, гипса и цемента
кирпич строительный (включая камни) из цемента, бетона или искусственного камня, млн.усл.кирпичей3487109,5277108,495,3
блоки стеновые мелкие из ячеистого бетона, млн.усл.кирпичей5688129,8442122,793,4
конструкции и детали сборные железобетонные, млн.м322,9111,22,0114,198,3
раствор строительный (товарный выпуск), тыс.м32775101,419396,191,1
листы асбестоцементные волнистые (гофрированные) (шифер), млн.штук усл.плиток99989,573,798,1103,5
Производство прочей неметаллической минеральной продукции
материалы кровельные и гидроизоляционные рулонные из асфальта или аналогичных материалов (нефтяного битума, каменноугольного пека и т.д.), млн.м2492110,813,497,140,6
смеси асфальтобетонные дорожные, аэродромные и асфальтобетон (горячие и теплые), тыс.тонн37265119,8842114,832,9
Производство отдельных видов строительных машин и оборудования
Краны башенные, штук87133,8350,023,1
Экскаваторы, штук198392,917271,1108,9

И этому факту способствуют несколько факторов: — отмена лицензирования в строительстве; — активное введение в оборот неиспользуемых земельных участков; — возобновление кредитования как девелоперов и строительных компаний, так и покупателей недвижимости через ипотечное кредитование на приемлемых условиях; — возобновление строительства замороженных в кризис объектов; — наличие значительного отложенного спроса со стороны покупателей и инвесторов; — продолжение реализации со стороны государством мер поддержки строительной отрасли; — увеличение продажной стоимости квадратного метра Надо также отметить, что существенную роль в увеличении производства строительных материалов и керамического кирпича в частности стало увеличение доли строительства в частном секторе. ИЖС является сегодня значительным потребителем кирпича строительного керамического. Для решения жилищной проблемы в стране необходимо иметь много недорогих строительных материалов, например кирпича как основного строительного материала. Кирпич строительный относят к стеновым материалам, к которым также можно отнести: бетонные и силикатные блоки; блоки из бетона ячеистого; блоки из камня природного. Совершенствование производства строительных материалов несколько изменилось. Различные строительные материалы, конкурируя между собой, часто применяют в разнообразных сооружениях при строительстве одного объекта. Определяющим является качество материала, влияние его на быстроту строительства и финансовые затраты. Среди стеновых материалов все же лидирующие позиции занимает строительный кирпич. Во всем многообразии производимого кирпича потребители отдают предпочтение кирпичу глиняному керамическому. Главными потребителями керамического кирпича в наше время считаются строительные фирмы, строящие дома, здания и сооружения. Для них покупают кирпич посредники, оптовики, перекупщики. Прямыми потребителями кирпича выступают также индивидуальные застройщики — граждане. Жилое строительство потребляет до 70 процентов кирпичей в стране. Еще двадцать процентов уходит на промышленные объекты. Остальное идет на социалку: больницы, детсады, школы. Рисунок 2. Структура потребителей кирпича в зависимости от назначения строящихся зданий От марки кирпича зависят прочность, внешний вид здания, экономичность строительства. Так исходя из строительный норма кирпич марки М-100 обычно используют не межкомнатных перегородках, на которые не ложится несущая нагрузка, кирпич марки М-125 используют на несущие стены зданий высотностью не выше 3х этажей, кирпич марки М-150 в отличие от остальных марок можно использовать при строительстве домов более трех этажей и при кладке цоколей зданий, что актуально для городского строительства. Керамический кирпич меньше поглощает воды, более устойчив к морозам. Чем выше марка, тем лучше внешний вид кирпича и прочность будущей новостройки. Емкости рынка кирпича и его динамика в значительной мере зависит от объемов жилищного строительства. С увеличением жилищного строительства, в т. ч. индивидуального будет расти емкость рынка кирпича. Соотношение темпов роста цен на кирпич и объемов его производства подтверждает данный вывод (см. таблицы выше). Изменение в одном направлении рыночного предложения и цены на товар объясняется в экономике изменением спроса. Нельзя отметить, что ситуация на строительном рынке полностью восстановилась. Но тем не менее многие эксперты прогнозируют увеличение спроса на кирпич и общая емкость рынка этого товара в целом будут продолжать расти примерно на 2–4% в год. В настоящее время мы частенько сталкиваемся с пространственную дифференциацию товара и как результат — специфические зоны монопольных эффектов. Нередки случаи, когда кирпичные заводы способны устанавливать цены значительно выше средних размеров. Рентабельность продаж у наиболее крупных производителей составляет 30–40%. Крупные производители воздействуют на рынок посредством ценовой дискриминации, в частности изменение цены в зависимости от объема покупок. Скидки крупным покупателям достигают 10–15%. Производственные мощности кирпичных заводов в области значительно ниже емкости рынка, вследствие чего полностью удовлетворить спрос на кирпич невозможно. Соответственно заводы предпочтут согласовать свои ценовые политики. Вместе с тем предприятия обладают значительными резервными мощностями. Средний по отрасли коэффициент использования производственной мощности равен 53–65%. Таким образом, учитывая наличие значительных резервов, растущий спрос на продукцию отрасли и низкий уровень инвестирования средств на расширение производства, можно сделать вывод о сознательном ограничении предложения на рынке кирпича. Избыточные мощности служат средством установления барьеров входа в отрасль и поддержания рыночной власти. Но сейчас ситуация немного изменяется в обратную сторону, поскольку достаточно кирпичных заводов во время кризиса обанкротилось и остановило свою работу. В нашей стране кирпич производиться почти на 900 заводах. Они находятся вблизи мест массовой застройки. А это значит — везде где живут люди. И это без учета кирпичных заводов Украины и Белоруссии, которые также активно представлены на нашем рынке. Продукция заводов Обычно расходится на сопредельные районы, так как возить очень далеко не имеет экономического смысла. В «годы перестройки» произошел сильный спад выпуска строительного кирпича, особенно керамического. Это было вызвано общим спадом производства, нарушением привычных связей и недостатком финансирования строительства. Дополнительным отрицательным фактором для кирпичной отрасли стало широкое применение железобетонных конструкций. Однако, к 2000 году производство кирпича стало нарастать, и объем его выпуска составил по России более десяти миллиардов штук. Эксперты полагают, что рост производства обязан улучшению экономического положения как в частном, так и в государственном секторе. Москва и Московская область потребляет кирпича в наибольшем количестве. Объем московского рынка составляет около миллиарда штук керамического кирпича в год. Однако, производство кирпича не удовлетворяет растущие потребности строителей. Это произошло из-за остановки многих кирпичных заводов. Производство кирпичей в московском регионе зачастую экономически не выгодно. Это вызвано высокой стоимостью владения или аренды земли, высокими ставками платежей за аренду помещений и высоким уровнем зарплаты. Это приводит к тому, что выгоднее бывает завести кирпич из соседней области или даже из Белоруссии. В производстве кирпича ярко проявляется сезонный принцип работы и сбыта. Пик приходится на летне-осенний сезон. Это вызвано резким ростом объем строительных работ в летний период. В это время поступает основной доход от реализации продукции. По строительным нормам запрещено укладывать кирпич при температуре ниже минус 15 градусов. Таким образом, спрос и цены на кирпич существенно падают. При этом постоянные издержки заводов сохраняются в период отсутствия спроса и низкой цены. Поэтому ценовой скачок в летний сезон для кирпичных заводов не что иное как способ компенсации потерь и убытков, которые они несут за период с поздней осени по начало весны. Из приведенной выше таблицы мы видим наметившуюся тенденцию к росту объемов выпуска строительного керамического кирпича.

В последние годы наметился явный рост спроса на качественный облицовочный кирпич. Его доля ранка постоянно растет. Это вызвано повышением спроса со стороны частных застройщиков, которые желают получить эксклюзивный строительный материал, выделить свой дом среди остальных в коттеджном поселке.

В Москве и Московской области в основном потребляют керамический красный кирпич и гораздо меньше, чем в других регионах используют силикатный кирпич. Это связано с повышенными требованиями к экологичности строительных материалов со стороны клиентов с высоким достатком. Важным моментом является выбор поставщика строительного материала. При это учитываются следующие факторы: стоимость стройматериалов; история отношений с данным поставщиком, длительность связей, деловая репутация; удаленность от места строительства, логистика; сертификация кирпича, метод его производства, технические характеристики; ритмичность поставок, отсутствие сбоев в поставках; условия платежа. Проанализировав сегодняшнюю ситуацию на рынке можно обнаружить ряд интересных закономерностей развития рынка строительных материалов вообще кирпича в частности:

  • Частичное снижение использования кирпича, как в общем гражданском строительстве, так и в конкретно жилищном строительстве Москвы. Это произошло потому, что в строительстве начали использовать другие строительные материалы (керамические блоки, пенно, газо, шлако блоки). Также, возросли поставки в регионы, так как возросли объемы строительства. Но в конце 2000х произошла обратная тенденция: для облегчения монолитных конструкций зданий стали больше использовать именно керамический кирпич.
  • в Москве и Московской области в 2004—2009 гг. прекратило работу много заводов по производству кирпича. В результате локального дефицита цены на кирпич выросли.
  • также существует ряд причин для дальнейшего повышения стоимости кирпича. С одной стороны до кризиса 2008 года штука керамического кирпича в Московском регионе стоила более 10 рублей. После кризиса цена значительно снизилась. Но после этого цены на энергоносители (газ, электроэнергию, дизельное топливо) для кирпичных заводов повышали ежегодно на 35–40 процентов, что способствовало увеличению себестоимости его производства. Поэтому налицо ситуация, когда стоимость кирпича в 2012 и последующих годам не только вернется на свои докризисные уровни, но и превысит уровень в 11 рублей за штуку;
  • серьезный недостаток кирпича на московском рынке продолжится из-за увеличения спроса со стороны частного домостроения. В виду того, что подавляющее число заводов везут его из-за пределов Московского региона и не имеют собственных складов, что значительно снижает эффективность работы. Кроме всего прочего, на рынке можно наблюдать несоответствие спроса предложению, т. е. кирпич, представленный на рынке, не удовлетворяет спросу со стороны клиентов;
  • компании посредники (продавцы кирпича различных заводов, организации, занимающиеся комплектацией строек) будут постепенно уходить с рынка.
 
.