Плотность асфальтобетона и его свойства
Никаких загадок и хитростей при укладке готового асфальтобетона. Равномерно распределить по заданной территории горячую массу толщиной 5-7 см, проконтролировать уровень покрытия в соответствии со СНиП 3.06.03-85 и можно сдавать работу. Уплотнение асфальтобетонной смеси определяет качество выполненной работы.
Масса для покрытия получается искусственным способом и должна быть хорошо уплотнена. Как получить нужную плотность асфальтобетона, на каких строительных площадках данный показатель актуален, и как определяется?
Составляющие асфальтобетона, его виды
Асфальтобетон — строительный материал, полученный уплотнением асфальтобетонной смеси, которая, в свою очередь, составляется рационально подобранными смесями минерального порошка, песка, щебня, битума.
Способы получения асфальтобетонных смесей очень разнообразны:
- Дробление,
- Подогрев,
- Сушка,
- Смешивание.
Виды минеральных составляющих подразделяют асфальтобетоны:
- На песчаные,
- Гравийные,
- Щебёночные.
Размер минеральных зерён определяет асфальтобетоны как:
- Песчаные зёрна до 10 мм,
- Мелкозернистые до 20 мм,
- Крупнозернистые до 40 мм.
Область применения крупнозернистой пористой асфальтобетонной смеси разнообразна:
- При двухслойном асфальтировании, она используется, как нижний слой,
- При качественном, эффективном уплотнении полотна, допускается однослойная укладка,
- Реконструкция и полноценный ремонт дорог,
- Укладка покрытий в зоне парковки стоянки автомобилей,
- Обустройство дворовых дорожек и территорий различных назначений.
Характеристика асфальтобетонной смеси плотной крупнозернистой, отличается тем, что она позволяет получить:
- Остаточную пористость от 5 до 10%,
- Температурный режим при погрузке 150ᵒС,
- Характеризуется крупнозернистый плотный асфальтобетон высоким сопротивлением динамическим и статистическим нагрузкам, при условии наличия инертных добавок и щебня до 60%.
Если сравнивать его прочностные качества с другими смесями, то она несравнимо выше мелкозернистых и песчаных материалов.
Внимание: Проникновению воды в покрытие, дорожный асфальтобетон крупнозернистый, плотность которого увеличена за счёт добавок инертных мелких фракций, оказывает гораздо большее сопротивление, чем без них.
Исключить полностью наличие пористости в этих асфальтобетонах невозможно.
Асфальтобетон подразделяется на следующие виды:
Разновидности | Предназначение | Исходный материал | Температура укладки |
тёплый | капитальные дорожные покрытия, для устройства нижних слоёв покрытий | жидкие битумы СГ130/200. 70/130, битумы нефтяные дорожные (БНД) 200/300, 130/200, известняковый порошок, прочный шлак, щебень, песок | не менее 70ᵒС |
горячие | Для укладки верхнего и нижнего слоя автомобильных дорог, применяются в весенний период, в 3-ей дорожно-климатической зоне | щебень гранитный, речной песок кварцевый, известняковый минеральный порошок БНД 90/130 | не менее 120ᵒС |
холодные | Ямочный ремонт на небольших площадях, устранение повреждения дорожного покрытия в начальной стадии, обеспечение безопасного движения на аварийно-опасном участке | Д-4, Д-5 дроблёный минеральный материал с угловатой формой зерён и шероховатой поверхностью, щебень, вязкость битума зависит от планируемых сроков хранения, минеральных составляющих, температуры воздуха | не менее 5ᵒС |
По возможности, укладка асфальтобетона выполняется в тёплое время. Весной, когда воздух прогревается до +5ᵒС, осенью при +10ᵒС, исключение составляют срочные и аварийные ремонтные работы.
Уплотнение определяет качество покрытия
Уплотнение асфальтобетона запускает процессы перегруппировки минеральных частиц, их сближение. Частично вытесняется защемлённый воздух, перераспределяется битум по смеси, заполняя пустоты, образованные между зернами.
Асфальтобетонная смесь уплотняется после укладки при максимально возможной температуре, когда каток уже не способен сдвинуть её.
Необходимая плотность смеси асфальтобетонной, прочность и водоустойчивость покрытия, приобретается в результате уплотнения.
- Качество работы обеспечивается выполнением минимально необходимым числом проходов катками,
- Соблюдением температурных режимов на каждом этапе: предварительном, промежуточном, заключительном
Внимание: Каток может «тонуть» на смесях с высокой температурой, а укатывать остывшую смесь не только бесполезно, но и вредно, т.к. возможны разрушения щебня
Температурные показатели уплотнения:
Этапы | Температура смеси по типам | ||||
А | Б | В | Г | Д | |
Предварительное | 145-140 | 135-130 | 125-120 | 130-125 | 110-105 |
Основное | 125-120 | 115-110 | 105-100 | 110-105 | 90-85 |
Заключительное | 100-95 | 95-90 | 85-80 | 90-85 | 75-70 |
Окончание последнего, заключительного этапа | 80-75 | 75-70 | 65-60 | 75-70 | 60-55 |
Возможности современной техники
Современный рынок представлен разными моделями катков, как отечественных производителей, так и зарубежных. Подобрать нужную технику стало с одной стороны проще, с другой сложнее. Размеры техники зависят от её возможностей.
Внимание! Что ставится во главу угла при выборе технических характеристик агрегата? Производительность машин при разной высоте смеси, плотный асфальтобетон и его толщина.
Видео в этой статье предлагает рекомендации специалистов, которые дают определение различным видам машин, используемых в уплотнении асфальтобетонных смесей.
- Служит для уплотнения битумосодержащей массы, толщина которой не превышает 25-50 мм,
- Этот агрегат получил название машина-тандем. Имеет встроенные приводные и рулевые вальцы,
- Прочность покрытия достигается регулировкой процессов балластировки перед началом уплотнения,
- Вес машин варьирует в пределах 6-12 тн/сил.
- Применяются для уплотнений песка, грунта, щебня, асфальта,
- Дизельная, реверсивная виброплита, оснащённая индикатором уплотнения, предназначается при работах на несвязных грунтах (гравий, песок),
- Для уплотнения грунтов смешанно-гранулированных (щебень с песком), (камень, крупная щебёнка),
- Его небольшие габариты позволяют работать в самых стеснённых пространствах.
Необычная конструкция агрегата, специальные шины, оптимальное давление на уплотняемую площадь, позволяют получить высокое качество уплотнения.
Достаточно одного взгляда, чтобы оценить преимущества агрегата:
- Большая манёвренность и мобильность,
- Высокая скорость и большая площадь работы,
- Регулировка веса от 9 до 27 тн,
- Должная обработка поверхности,
- Лёгкость управления агрегатом.
Используя выбранную технику можно уплотнить любую поверхность, как больших, так и малых размеров.
Минимальная норма уплотнения
Проблема получения минимально требуемого нормативного коэффициента уплотнения асфальтобетона, была и остаётся актуальной как для советских, так и для российских дорожных подрядчиков. Почему именно минимальная норма интересует дорожных строителей, а не выше?
По действующему СНиП 3.06.03-85 коэффициент уплотнения асфальтобетона в России выражается в долях от 1,0, в зарубежных странах в долях от 100%. Суть от этого не меняется, как у нас, так и у них для асфальтобетонных покрытий типа А, Б показатель плотности должен быть равен 0,99 или 99%, 0,98, 98% для типа В, Г, Д.
Коэффициент уплотнения асфальтобетонной смеси определяется делением показателя достигнутой плотности и расчётной. Анализ уплотняющей способности катков отечественных и зарубежных тех лет, доступных большинству дорожников, по современным критериям показывает функциональную ущербность. Поэтому ждать от такой техники уплотнение высокого качества, чем минимально заявленное, наивно и некомпетентно.
Независимое обследование дорог, проведённое в 60-70-е годы СоюздорНИИ, в европейской части СССР, установило, что средний показатель службы покрытия едва дотягивал до 2/3 сроков службы зарубежных автодорог. Сегодня отечественные строители дорог приобрели опыт, освоили современные технологии, получили эффективную технику, в том числе и уплотняющую, остаётся надеяться, что ещё в этом столетии будут построены хорошие дороги и у нас.
Показатель плотности
Определение плотности асфальтобетонной смеси остаётся одной из главных характеристик материала.
Внимание: Изъятие образцов производится из слоёв горячих/тёплых покрытий спустя 1-3-ое суток, а из холодных — через 15-30 суток
Процесс нового строительства или ремонта дороги нуждается в постоянном контроле состояния и качества асфальтобетона.
Инструкция предписывает организовать работу в 2 этапа при использовании разрушающего метода:
- Подготовительный период, когда участок, где будет выполняться изъятие образца, должен быть чистым,
- Образец вырубается цельным, без сколов, не допускается наличие сетки трещин.
- Пробы отбираются на всю толщину покрытия, независимо от количества слоёв,
- Выбор участка размером 0,5×0,5 м для забора кёрнов осуществляется по определённым правилам. Расстояние вырубки не меньше 0,5 м от кромки или оси дороги.
- Основная работа, когда определяется масса кёрнов: песчаные смеси — 1 кг с диаметром 50 мм, мелкозернистые — 2 кг D =70 мм, крупнозернистые — 6 кг D = 100 мм,
- Выполняется маркировка образцов, присваиваются номера, заполняется акт отбора, где указываются все координаты объекта, подрядчика, номер пикета.
- Пробы берутся в трёх точках с 700 м² уложенной площади.
Способ неразрушающего исследования использует радиоизотопный контроль, электромагнитный и ультразвуковой. При данных методах нет необходимости повреждать толщу покрытий и есть возможность получить оперативные данные.
Измерение и измерители плотности
Качество асфальтобетонных покрытий находятся в прямой функциональной зависимости от физико-механических свойств, регламентированных ГОСТом, а значит нормативами.
Плотность асфальтобетона кг м3 и вес одного метра кубического зависят от песчаной фракции, применяемой в его составе:
- 2200 кг/м³ на кварцевом песке,
- 2350 кг/м³ на шлаковом песке,
- 2100 кг/м³ на щебне в крупнозернистом асфальтобетоне.
Данные показатели используются для расчётов необходимых материалов. При разборках дорожных покрытий, чтобы определиться с грузоподъёмностью агрегатов и единицами машин, потребных для вывоза отработанного материала.
- Измеритель плотности асфальтобетона паб, используется для контроля плотности и однородности уплотнения оснований и покрытий толщиной 25-150 мм,
- Контроль и оперативное выявление плохо уплотнённых участков, стыков, кромок, т.е. критических зон,
- Плотномер асфальтобетона па мг4 оценивает качество покрытий во время приёмки и сдачи работы,
- Измерители используются в случаях определения проблемных зон оснований и покрытий, когда есть необходимость контрольных вырубок.
- акт пробного уплотнения асфальтобетона относится к производственно-технической документации и содержит следующую информацию:
- название объекта и его краткую характеристику,
- используемый асфальтобетон,
- температура воздуха, асфальтобетона,
- вид асфальтоукладчика и его характеристики,
- скорость катка, количество проходов,
- лабораторные данные по толщине слоя, средней плотности, коэффициенту уплотнения.
Акт подписывается представителями лаборатории и производителем работ.
При определении плотности очень важен ещё один показатель. Средняя плотность асфальтобетонной смеси служит знаменателем в формуле, где числителем является плотность образцов асфальтобетона, прошедших лабораторные испытания, результаты отражаются в акте.
Для желающих облагородить придворные постройки важно знать, что цена услуг работ складывается из сумм за подготовительные работы и асфальтирование.
craftroof.ru
Асфальтобетон: характеристики, состав, использование, ГОСТы
Оглавление:
- Состав асфальтобетона
- Современные технологии изменили асфальтобетон
- Декорирование дорожных покрытий, тротуаров, площадок
- Физико-механические характеристики материала
- Расход дорожной смеси
- Прочный асфальтобетон с низкой себестоимостью
Для строительства дорог и благоустройства территорий во всем мире применяют асфальтобетон, дающий качественное и долговечное покрытие. Он представляет собой смесь природных минералов и дорожного битума. Натуральные составляющие обеспечивают прочность покрытия, а битум связывает их в единую консистенцию. Технология его укладки практически не отличается в разных странах, но качество дорожного покрытия зависит от современных компонентов, которые добавляют или не добавляют в асфальтовую смесь.
Состав асфальтобетона
Количество, качество и размер фракций минеральных веществ определяет ГОСТ 9128-2009. Собственно покрытие состоит из мелкого щебня или гравия, которые настолько измельчены, что представляют собой крошку. Также в состав смеси входит песок. Битум является смолоподобным продуктом и, как любая смола, он обладает скрепляющими свойствами лишь в разогретом состоянии. Именно поэтому асфальтобетон кладут горячим.
Однако существует технология, благодаря которой получают битум, сохраняющий вязкую консистенцию до +5ºC. Современные способы переработки нефти позволили создать жидкий битум, не застывающий до -30ºC. Содержание минеральных веществ в составе дорожной смеси разделяется на 3 стандартных значения:
- 50-60% щебня или гравия — группа А,
- 40-50% минеральных веществ соответствуют группе Б,
- 30-40% щебня или гравия относится к группе В.
Величина фракций щебня регламентируется ТУ-5718.030.01393697-99, которые разработал СоюздорНИИ. В соответствии с ними асфальтобетон изготавливают с применением щебня крупностью 10-20 мм. Такая смесь применяется для создания верхнего слоя дорожного полотна. Технология считается традиционной и используется повсеместно, однако в зависимости от сложности условий эксплуатации в смесь добавляют ПАВ и полимеры.
Современные технологии изменили асфальтобетон
Нагрузки на дорожные покрытия увеличиваются, и это привело к поиску новых современных материалов для улучшения качества. В итоге был создан литой асфальтобетон, который применяется и для строительства дорог, и для их ремонта. Данная технология регулируется ГОСТом Р 54401-2011 и предусматривает укладку дорожной смеси без уплотнения поверхности. Температура полученного конгломерата должна быть от 190ºC, при этом ее повышение увеличивает пластичность смеси.
Таким образом, состав отличается хорошими эластичными свойствами, которыми наделяют его полимерные добавки. За счет того, что литой асфальтобетон содержит больше битума и полимерных добавок, объем минералов в нем соответственно уменьшен. Так, содержание фракций щебня размером до 5 мм может составлять от половины массы до нуля. Таким образом, масса получает минимально возможную зернистость и, благодаря этому, приобретает тягучую консистенцию, не требующую уплотнения.
Физические свойства состава улучшены за счет ПБВ — полимерно-битумного вяжущего. Именно поэтому литой асфальтобетон наделяет дорожные покрытия высокой прочностью верхнего слоя, его целостностью, износостойкостью, длительному сроку службы без трещин. При изготовлении дорожного покрытия по данной технологии важно, чтобы условия и пропорции соблюдались абсолютно точно. В этом состоит уязвимость, которой отличается литой асфальтобетон, так как отклонение от норм меняет ее прочностные характеристики.
Декорирование дорожных покрытий, тротуаров, площадок
Преимущество состоит также в возможности декорирования данного вида дорожного покрытия. Это расширило области его применения: можно делать красивые тротуары, дорожки, аллеи. На проезжей части цветной асфальтобетон применяют для обозначения пешеходных переходов, разделительных полос, других разметок. Эффекты достигаются методами тиснения, рифления, добавления в состав цветных минералов. Технологии окрашивания предусматривают примешивание к составу следующих материалов:
- цветной щебень размером фракций до 5 мм,
- песок из гранита, известняка, мрамора, клинкера,
- пигменты-колеры: сурик, крон, окись хрома, белила цинковые.
Для того, чтобы получить литой асфальтобетон более ярких тонов, применяют осветленные и синтетические битумы. Данная технология повышает себестоимость дорожного покрытия, поэтому применяется редко, но нашел применение другой способ. Цветную крошку не добавляют в смесь при ее изготовлении, а втирают в покрытие на стадии строительства дороги. Она остается в верхнем слое, что позволяет снизить стоимость работ и добиться достаточной степени окрашивания.
Физико-механические характеристики
Качество покрытия зависит от его физических параметров, которые определяет ГОСТ 9128-97. Согласно нормативам плотность асфальтобетона зависит от типа применяемого песка. В зависимости от этого она составляет:
- на шлаковом песке 2300 кг/м3,
- на кварцевом песке 2100 кг/м3.
Первый показатель выше за счет лучшего уплотнения состава со шлаковым песком. Данные цифры имеют значение для расчета объемного веса, и, значит, для определения количества материалов перед изготовлением дорожного покрытия. При этом нормы расхода, по которым укладывается асфальтобетон, зависят от толщины слоя конкретной марки смеси. Эти данные можно посмотреть в СНиП 3.06.06-88, чтобы избежать ошибок при самостоятельных расчетах.
В формулах учитывается также удельный вес асфальтобетона, который составляет 2000-2200 кг/м3. Эти данные регулирует ГОСТ 9128-97. При этом следует учесть погрешности в зависимости от климатических зон и марки асфальта (I, II, III). Средний расход дорожного покрытия определяют с учетом толщины слоя и площади поверхности, так как физико-механические показатели практически не отличаются.
Расход дорожной смеси
Например, при толщине слоя 15 см (для прогулочных дорожек, площадок) на 100 м2 поверхности требуется 37,5 тонн асфальтобетона. Если применяется литой асфальтобетон, эти данные будут меньше за счет его большей эластичности и возможности ограничиться более тонким слоем без потерь качества.
Другая формула расчета расхода асфальтобетона еще проще:
- на 1 м2 дороги требуется 25 кг смеси при толщине слоя 1 см.
В эту формулу подставляют заданные параметры, независимо от зернистости щебня. Погрешностей при таких упрощенных расчетах не избежать, но для облагораживания небольшой территории можно обойтись данной формулой.
Прочный асфальтобетон с низкой себестоимостью
Для увеличения шероховатости поверхности и лучшего сцепления автомобильных колес с дорогой в состав смеси вносят повышенное содержание измельченного щебня. Этот показатель увеличивают также добавлением переработанных в порошок автомобильных шин, но чаще добавляют именно измельченный щебень. Его содержание может достичь показателя 80%. Также состав предусматривает применение до 7,5% мастики.
Такая технология позволила получить жесткую структуру полотна и увеличить коэффициент сцепления, прочность, срок службы покрытия. Данный состав называется щебеночно мастичный асфальтобетон, и он также укладывается в горячем виде. Величина и количество минеральных фракций регулирует ГОСТ 31015-2002 «Смеси асфальтобетонные и щебеночно-мастичные».
Современные технологии усовершенствовали данный состав добавлением целлюлозной составляющей. Она имеет форму мельчайших гранул и позволила получить смесь, которая сократила расход на ремонт дорог на 40%. На них практически не появляются трещины, ямы, выбоины. ЩМА можно изготавливать без применения высокотехнологичного оборудования, надо лишь обеспечить контроль над дозированием компонентов.
osnovam.ru
Устройство асфальтобетонного покрытия технологическая карта
Определение удельного расхода смеси, кг/ м2.
Исходные данные:
толщина слоя в плотном теле h = 0,04 м;
средняя плотность асфальтобетона р. кг / м3
Плотность асфальтобетона в зависимости от вида смеси приведена в табл. 9
Таблица 9 ~~г^-—
Вид смеси | Плотность смеси, кг/м3 |
Крупнозернистая: | |
плотная | 2340 |
пористая | 2300 |
Мелкозернистая типа А | 2385 |
Б | 2370 |
Песчаная | 2280 |
Литая | 2460 |
На один квадратный метр требуется: ц = И р, кг/м 2; например: ц = 0, 04 2340 = 93,6 кг / м2.
На заданную площадь ( Э ) потребности О) на объекте определится: О = Э я т .
Например, О = 800-93,6 = 421200 кг = 421.2 т , где 800 м2-площадь участка.
Производительность асфальтоукладчика определяется по следующему выражению: Ра = V И Ь р I к , где {например, ДС — 54)
скорость укладки 2,5 м/мин;
Ь толщина слоя асфальтобетона — 0,04 м;
Ь ширина укладываемой полосы 3,75 м; р плотность м.з. асфальтобетона типа Б 2370 кг /м3;
Калькуляция затрат труда на работы по укладке асфальтобетонных смесей приведена в табл. 10
Таблица 10
№ | Обосно вание | Наименование и состав работ | Ед изм. | Объём работ (площадь карты) | Норма времени на ед. изм. чел. ч | Затраты труда на объём, чел. ч. | Состав звена |
1 | Укладка асфальтобетонной смеси врі | /чную. | |||||
ЕНиР | Укладка и разравни ванне а.б. смеси при толщине слоя 50 мм, уборка отходов Переходы рабочих. За вычетом Нпр на розлив вяжущего | 1м2 | 1 | 0,43 | 0,427 | Асфальте бетонщик! 4 разр.-1 3 разр.-З 2 разр.-2 1 разр.-1 | |
2 | Укладка асфальтобетонной смеси асфальтоукладчиком | ||||||
ЕНиР | Приём смеси, укладка, разравнивание, уплотнение смеси, Обработка краёв со смазкой битумом, проверка ровности | 100 м | 0,25 | 1,97 | 0,49 | Машинист 6 разр,-1 | |
3 | Укладка литой аа | »альтобетонной смеси в | ручную | ||||
ЕНир | Разравнивание смеси | 1т 1м3 1м3 !м3 1м3 1м3 | 1 3 10 12 25 | 0,69 0,69 0,43 0,41 0,32 | 0,69 1,71 4,3 4,92 5,25 | Асфальтобетоншики: 3 разр.-1 2 разр 3 |
Материал взял из книги Эксплуатация городских дорог (Н.В. Борисюк)
studik.net