состав и технические характеристики :: SYL.ru
Битум применяется для различных целей с давних времен и по сей день является одним из наиболее распространенных материалов для строительства. Еще задолго до нашей эры такие знаменитые города, как Вавилон и Ассирия, использовали его в строительных целях. Он прекрасно осуществляет функцию как цементирующего, так и водоупорного основания.
Виды дорожных битумов
Этот строительный материал можно разделить на несколько отдельных групп по свойствам и техническим характеристикам. Определить все параметры можно только после исследования органического состава материала. Отдельной группой выступает дегтевый битум, так как в эту широкую группу можно определить все разновидности пеки и дегтя.
Есть такие варианты битумов:
- Природный битум. Данное вещество можно найти как в жидкой, так и в затвердевшей конфигурации, однако все эти разновидности остаются в одной группе. Природные битумы нефтяные дорожные ГОСТ определяет как состоящие из органических составляющих, а также из их производных, которые классифицируются как неметаллический тип химических соединений. Такое вещество появляется только после того, как нефть обрабатывается окислительными полимерами исключительно в природных условиях и по прошествии большого количества времени. Обычно битум естественного зарождения можно в больших количествах найти исключительно в местах, где диагностированы и выявлены крупные месторождения нефти. Данный материал можно сравнить с асфальтом, хранится он в виде специфических небольших болотцев. Обычно природные битумы нефтяные дорожные, ГОСТом определяемые, встречаются очень редко, а преимущественно их находят там, где есть большое количество горных пород.
- Асфальтовый порошок. Это вещество, которое захоранивается только в горных породах и имеет вид известняка при его нахождении. Когда происходит дальнейшая обработка вещества, оно извлекается, а далее действия производятся с ним такие же, как и с асфальтовым порошком.
Другие разновидности битумов
- Искусственный битум. Его часто называют нефтяным, так как получить данный материал удается лишь при переработке нефти. Технология, которая работает при производстве битумов, подразумевает несколько типов данного вида: окисленные, остаточные, крекинговые.
- Гудронный битум. Его первоначальное местонахождение можно определить в мазуте. Получить данный вид можно только при помощи отжимания некоторых масляных фракций из данного вещества. Гудронный битум нефтяной дорожный чаще всего выступает в качестве отличного связующего элемента, он также помогает добывать все остальные разновидности данного строительного материала.
Основные разновидности битума
- БН-50/50. Размягчить его можно только после достижения температуры в 50 градусов, что не является завышенным или сложным показателем. Он является отлично прилипающим, что оценивают все ремонтные и строительные бригады, занимающиеся укладкой дорог. Если оставить данный материал на ровной поверхности, он будет постепенно растекаться, то есть оплывать, что позволяет гарантированно сделать ровный и однородный слой.
- БН-70/30. Чтобы это вещество начало размягчаться, необходимо довести его температуру до 70-72 градусов, в зависимости от состава конкретного химического соединения. Он отлично прилипает к поверхности, то есть обеспечивает высокий показатель адгезии. Обычно этот материал применяется для создания гидроизоляции, то есть как нижний или верхний слой дороги. Следует помнить, что этот материал имеет предрасположенность к образованию сколов, однако если он разбивается, образуются большие куски без дополнительной пыли или мелких элементов.
- БН-90/10. Довольно сложный материал, который для расплавления требует не менее 90 градусов. Обеспечивает отличную адгезию, а в готовом виде практически не проявляет чувствительности даже к относительно высоким температурам. Разбить его довольно сложно, однако при применении нагрузки, похожей на удары молотком, можно ожидать его рассыпания на осколки, поверхность которых имеет способность к поблескиванию.
Сферы применения
Битум нефтяной дорожный вязкий является практически универсальным строительным материалом, поэтому, помимо гидротехнической и промышленной сферы, смешанной с коммерцией, данное вещество часто применяется в дорожном строительстве. Обычно битумы используются не только при закладке и строительстве дорог, но и при их ремонте, поэтому потребность в таком материале практически не иссякает.
Важные отличия от других материалов
Битум нефтяной дорожный состоит из вяжущего вещества органической природы и резины, заменить которую может определенный полимер. Такой состав позволяет улучшить качество и износостойкость изделий из битума или предметов с его добавлением, а также обеспечить соответствие нормам современных технологий в строительстве.
Состав битума
Обычно битум нефтяной дорожный состав имеет простой, так как он содержит примерно одинаковые компоненты, смешанные в немного отличающихся друг от друга пропорциях. Большую часть занимают углероды, так как их в данном веществе около 75-80 %. Водород занимает значительную, но все же не первую позицию, посколько объем его равен около 10-15 % от общего состава. Так определяется доля летучей части битума нефтяного дорожного. Сера обычно присутствует, однако ее количество никогда не превышает 10 %, если состав битума соответствует основным нормам. Кислород занимает всего 5 %, однако является важным элементом. Если сравнивать строение битума с коллоидной системой, можно найти множество общих черт. Асфальтены полностью диспергированы в специально созданной среде, состоящей из смеси масла и воды.
Особенности состава
Перечисленные выше элементы всегда входят в состав, который имеют битумы нефтяные дорожные жидкие. ГОСТ определяет несколько важных свойств и характеристик этого строительного материала. Чтобы увеличить твердость битума, достаточно добавить в смесь больше асфальтенов совместно со смолой. Следует помнить, что повышение этих параметров влечет за собой повышение плотности и увеличение температуры, при которой возможно даже минимальное плавление конкретного материала.
Особенности битума
Когда рассматриваются битумы нефтяные дорожные, технические характеристики предусматривают повышенное содержание разнообразных веществ маслянистой природы. Данный элемент сильнее разжижается и становится мягким во всех отношениях. Его можно легко расплавить, используя даже меньшую температуру, чем указано в характеристиках конкретной марки, к которой относятся битумы нефтяные дорожные. ГОСТ 22245-90 определяет, что содержание масла совместно со смолой в битуме обязательно корректируется до среднего уровня. Если данным параметром пренебрегли или осуществление коррекции невозможно, следует ожидать, что материал станет менее прочным и будет лучше плавиться.
Определение технических характеристик
Следует помнить, что степень вязкости можно определить по минимальной температуре, при которой происходит плавление битума. Если увеличить температуру, вязкость практически сразу повысится. Когда градусы уменьшаются, материал заметно твердеет, становится менее пластичным. Если температура опустилась до нуля или наблюдаются минусовые отметки, битумы нефтяные дорожные вязкие ГОСТ определяет как имеющие возможную хрупкость, поэтому при выборе материала для производства дороги следует проявлять особую внимательность.
Главные преимущества
Битум имеет одно важное и во многом положительное свойство. Он не способен растворяться в воде. Следует учитывать, что битумы нефтяные дорожные жидкие ГОСТ определяет как подлежащие полному или частичному растворению в веществах, имеющих кислотную природу. Также битум не отличается высокой теплоемкостью, поэтому для утепления он не подходит. В качестве изоляционного материала его используют только для отграничения конструкции от влаги. Если принимать во внимание сертификат соответствия, битум нефтяной дорожный должен иметь консистенцию с показателем плотности не менее 1,5 г/см куб. Когда высчитывается суммарная масса битума, на 1 л вещества допустимо значение плотности в 1 кг/м куб. Этот факт предопределяет особенности, которыми обладают битумы нефтяные дорожные вязкие.
ГОСТ предусматривает, что битумы отличаются широким перечнем положительных особенностей и важных свойств. Качественный битум должен обладать гидрофобностью, не растворяться в жидкости, если в ней нет химических реагентов, размягчаться и становиться более вязким при изменении окружающей температуры. Среди связующих материалов в строительной сфере битум нефтяной дорожный занимает неоспоримое первое место. Если выбрать качественный его вид, можно применить его с максимальной эффективностью для строительства массивных дорог, а также их ремонта, предусматривающего долговечный положительный результат.
www.syl.ru
Битум нефтяной дорожный БНД — что это такое?
Битум – строительный материал, используемый в различных сферах человеческой деятельности: от гидроизоляции кровли и фундамента в промышленном и гражданском строительстве, до производства асфальтобетонных смесей в дорожной сфере.
В мире существует три разновидности битума:
1) природный, находящийся в местах нефтяных месторождений и образующий так называемые нефтяные озера/болота (Тринидадский битум — оз. Пич-Лейк). В силу своего естественного происхождения и натурального природного состава на протяжении уже многих десятилетий является эталоном вяжущего, используемого в дорожном и аэродромном строительстве. Стоит очень дорого.
2) асфальтовый, находящийся в пористых горных породах. Его измельчают и перемалывают в порошок, который может использоваться при производстве мастик и битума. В силу своей высокой цены мало распространен.
3) нефтяной (искусственно созданный), широко распространенный, получаемый путем переработки сырой нефти и делится на:
— остаточный, который получается нагреванием и выделением из нефти более легких компонентов (бензин, керосин и др.), с последующей отгонкой в вакууме при 400°C машинных и других остаточных масел. В результате чего остается густой смолистый остаток – гудрон (остаточный битум),
— окисленный, полученный путем окисления гудрона,
— компаундированный, получается путем смешения различных гудронов.
Что такое «БНД»?
Битум Нефтяной Дорожный используется для приготовления горячих/холодных асфальтобетонных смесей, битумных эмульсий, дорожных мастик и других продуктов дорожной отрасли.
По плотности делится на:
— вязкий, используемый в летний период. В Российской Федерации используется 5 марок вязкого дорожного битума:
— жидкий, применяемый в холодное время года. Он бывает средне густеющим – «СГ»; медленно густеющим – «МГ»; медленно густеющим остаточным — «МГО».
Индекс «40/60», идущий после аббревиатуры, указывает на допустимый для данной марки предел глубины проникания стандартной иглы на специальном приборе (пенетрометре) при 25 °С.
- Главная
- Блог
- Заметки
- Битум нефтяной дорожный БНД — что это такое?
roadtm.com
Битум, свойства, состав, добыча и применение
Битум, свойства, состав, добыча и применение.
Битум – это твёрдый или смолоподобный продукт, представляющий собой смесь углеводородов и их азотистых, кислородистых, сернистых и металлосодержащих производных.
Битум, характеристика и виды
Химический (компонентный, углеводородный и элементный) состав битума
Химические свойства битума
Физические свойства битума
Добыча природных битумов
Применение битумов
Битум, характеристика и виды:
Битум (от лат. bitūmen — горная смола, асфальтовый) – это твёрдый или смолоподобный продукт, представляющий собой смесь углеводородов и их азотистых, кислородистых, сернистых и металлосодержащих производных. Битум представляет собой аморфное вещество, а, значит, проявляет свойства жидкости в твёрдом состоянии и не имеет температуры плавления.
С давних времен битум является одним из самых распространенных инженерно- строительных материалов. Природный битум, иначе – «земляная смола», применялся для прикрепления наконечников древних копий. Битум делал посуду древнего человека водонепроницаемой (посуда из битума предшествовала глиняной). Также в древности природный битум часто использовался как связующее вещество при работе с мозаикой и для создания изделий из полудрагоценных камней. В Древнем Египте его применяли для мумификации и бальзамирования.
Битумы бывают природными и искусственными.
Природные битумы являются составной частью горючих полезных ископаемых органического происхождения. Они распространены в местах нахождения нефти. Это естественные производные нефти, образованные в процессе природных, биохимических, химических, окислительных реакций полимеризации нефти. В зависимости от состава исходных нефтей и условий их преобразования, битумы условно делят на такие классы, как: асфальты, мальты, асфальтены, кериты, озокериты, гуминокериты, антраксолиты, нафтоиды, нафтиды.
Мировые запасы природного битума составляют по разным оценкам порядка 500 – 1000 миллиардов тонн. Запасы природного битума малоизученны, поэтому разброс запасов достаточно велик. Во всяком случае запасов природных битумов в несколько раз больше, чем запасов нефти.
Искусственные битумы (технические битумы) – это продукты переработки нефти, каменного угля и сланцев. Искусственные или технические битумы сходны по химическому составу с природными битумами. По виду технологического цикла искусственные битумы разделяют на окислительные, остаточные и крекинговые.
Химический (компонентный, углеводородный и элементный) состав битума:
Битумы имеют довольно сложный химический состав. Например, они могут состоять из предельных углеводородов от С9Н20 до С30Н62.
Все разнообразные органические углеводородные соединения, которые образуют битум, можно объединить в три группы: твердая составляющая, смолы и масляные фракции.
Твердая часть битума состоит из высокомолекулярных углеводородов и их производных с молекулярной массой от 1000 до 5000 г/моль и плотностью более 1 г/см3. Все они объединены под общим названием «асфальтены». В асфальтенах содержатся карбоиды, не растворимые в летучих растворителях и маслах, и карбены, которые могут растворяться только в СCl
Смолами являются аморфные вещества темно-коричневого цвета с молекулярной массой от 500 до 1000 г/моль, их плотность около 1 г/см3.
Масляные фракции битумов составляют различные углеводороды, имеющие молекулярную массу от 100 до 500 г/моль и плотность менее 1 г/см3.
Свойства битума, как дисперсной системы, определяются соотношением входящих в него составляющих: асфальтенов, парафинов, масел и смол. При повышении содержания асфальтенов и смол возрастает твердость, температура размягчения, а также хрупкость битума. А масла, которые частично растворяют смолы, делают его легкоплавким и мягким. Пластичность битума повышается при снижении молекулярной массы смол и масел. В нефтяных битумах содержится парафин, который способствует ухудшению их свойств, повышая хрупкость при понижении температуры. Поэтому необходимо, чтобы битум содержал парафин не более 5%.
С точки зрения элементного состава в битуме присутствуют следующие химические элементы:
Химические свойства битума:
Самым ценным свойством битумов, а также битумных материалов, является их химическая стойкость к воздействию агрессивных веществ, которые вызывают коррозию металлов, цементных бетонов и других строительных материалов. Так, битумные материалы хорошо сопротивляются действию щелочей, концентрацией не более 45 %, фосфорной кислоты, концентрацией не более 85 %, серной кислоты, концентрацией не более 50 % и т.д. Однако, битумы менее стойки в атмосфере, которая содержит окислы азота и при воздействии концентрированных растворов кислот. Битум растворим в органических растворителях. Вследствие свойственной битумам химической стойкости и экономичности, битумные материалы предпочтительно применяют в качестве химической защиты железобетонных конструкций и стальных труб.
Физические свойства битума:
Наименование параметра: | Значение: |
Плотность, г/см3 (зависит от температуры, давления и химического состава) | от 0,965 до 1,5 |
Плотность, кг/м3 (зависит от температуры, давления и химического состава) | от 965 до 1500 |
Агрегатное состояние | твердое или смолоподобное вещество |
Цвет | черный |
Теплопроводность, Вт/(м∙°С) | 0,17-0,27 |
Температура размягчения*, оС* | от 35 (мальты) до неплавких (кериты, антраксолиты, гуминокериты) |
Удельная теплоёмкость, кДж/(кг∙К) | 1,591-1,968 |
Диэлектрическая проницаемость | 2,5-3,3 |
Удельная электрическая проводимость, Ом-1∙см-1 | 1∙10-14 |
Примечание:
* Битум является аморфным веществом, не имеющим температуры плавления. Его переход из твердого состояния в жидкое характеризуют температурой размягчения. Температуру размягчения обычно определяют прибором «кольцо и шар», который помещают в сосуд с водой. Температура размягчения определяется температурой нагреваемой воды, при которой металлический шарик, под действием собственной массы проходит через кольцо, заполненное исследуемым битумом.
Добыча природных битумов:
Чистый природный битум встречается довольно редко. В основном он встречается в составе битуминозных песков. Разработка месторождений природных битумов зависит от физических свойств исходного сырья, глубины и условий залегания.
Добычу природного битума из битуминозных песков производят в основном шахтным или карьерным способом. Этот способ заключается в том, что порода целиком извлекается на поверхность и битум экстрагируется с помощью растворителя или горячей воды. Коэффициент извлечения битума при этом составляет 85-90 %.
Скважинными внутрипластовыми способами разрабатывают месторождения жидких природных битумов, залегающих на глубине более 100 метров. Этим способом добывают битумы сквозь скважины, пробуренные на поверхности, путем термического воздействия на насыщенные битумом породы. При этом коэффициент извлечения битума составляет в среднем 30 %.
Есть еще способ добычи битумов в шахтах с помощью системы дренажных скважин, прорубленных из горных выработок. Это шахтный дренажный способ добычи. Битум вытекает самотеком через эту систему скважин.
Применение битумов:
По применению битумы делят на три основные вида: строительные, дорожные и кровельные.
Строительные битумы – это битумы, которые используются в строительстве и гидроизоляционных работах. Такие битумы маркируются следующим образом: БН 50/50, БН 70/30, БН 90/10.
Расшифровка: БН – битум нефтяной, БНД – битум нефтяной дорожный, БНК – битум нефтяной кровельный, первое число – обозначение температуры размягчения, второе – обозначение пенетрации.
Дорожные битумы являются самым востребованным видом битумов и применяются в дорожном строительстве. Они характеризуются большим коэффициентом пенетрации. Основное их отличие друг от друга – это климатическая зона, в которой они применяются.
Рассматривая регионы использования битума, определяют максимальные и минимальные зимние температуры. Регионы с низкими температурами, зимой редко поднимающимися выше -20 оС, применяют битумы марок БНД 90/130, БНД 130/200, БНД 200/300. Регионы с умеренной зимней температурой от -20 до -10
Кровельные битумы применяют в производстве кровельных материалов: рубероида, рубемаста, гидростеклоизола, пергамина, мастики, рубитэкса, битумной бумаги, рубитэкса, рубитэкса, стеклоэласта, рубитэкса, праймера. Для пропитки используют битумы марок БНК 45/180 и БНК 45/90. Для получения покровного слоя – битумы марок БНК 90/40 и БНК 90/30.
Битум также применяют в различных отраслях народного хозяйства. Например, в литейном деле в качестве одного из компонентов модельных составов при прецизионном литье, как электроизоляционный материал в электротехнической промышленности, для отделки различных изделий из бумаги, дерева, кожи и т.д.
Примечание: © Фото https://www.pexels.com, https://pixabay.com
карта сайта
горячий вязкий битум нефтяной дорожный кровельный строительный купить цена гост бнд бн 30 60 90 70 130 1 10 жидкий вагонами материалы определение
марки тонна температура перевозка производство налив плотность расход нефтяного битума
Коэффициент востребованности 967
xn--80aaafltebbc3auk2aepkhr3ewjpa.xn--p1ai
ГОСТ 11955-82 Битумы нефтяные дорожные жидкие. Технические условия (с Изменениями N 1, 2, 3), ГОСТ от 25 августа 1982 года №11955-82
ГОСТ 11955-82
Группа Б43
МКС 75.140
ОКП 02 5611 0000
Дата введения 1984-01-01
1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Министерством нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности СССР, Министерством транспортного строительства СССР
2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 25.08.82 N 3367
Изменение N 2 принято Межгосударственным Советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол N 6 от 21.10.94)
За принятие проголосовали:
Наименование государства | Наименование национального органа по стандартизации |
Азербайджанская Республика | Азгосстандарт |
Республика Армения | Армгосстандарт |
Республика Беларусь | Госстандарт Беларуси |
Грузия | Грузстандарт |
Республика Казахстан | Госстандарт Республики Казахстан |
Киргизская Республика | Киргизстандарт |
Республика Молдова | Молдовастандарт |
Российская Федерация | Госстандарт России |
Республика Узбекистан | Узгосстандарт |
Украина | Госстандарт Украины |
Изменение N 3 принято Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол N 17 от 22.06.2000)
За принятие проголосовали:
Наименование государства | Наименование национального органа по стандартизации |
Азербайджанская Республика | Азгосстандарт |
Республика Армения | Армгосстандарт |
Республика Беларусь | Госстандарт Республики Беларусь |
Республика Казахстан | Госстандарт Республики Казахстан |
Кыргызская Республика | Кыргызстандарт |
Республика Молдова | Молдовастандарт |
Российская Федерация | Госстандарт России |
Республика Таджикистан | Таджикгосстандарт |
Туркменистан | Главгосинспекция «Туркменстандартлары» |
Республика Узбекистан | Узгосстандарт |
Украина | Госпотребстандарт Украины |
3. ВЗАМЕН ГОСТ 11955-74
4. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ
5. Ограничение срока действия снято по протоколу N 3-93 Межгосударственного Совета по стандартизации, метрологии и сертификации (ИУС 5-6-93)
6. ИЗДАНИЕ (октябрь 2009 г.) с Изменениями N 1, 2, 3, утвержденными в декабре 1987 г., августе 1995 г., октябре 2000 г. (ИУС 4-88, 10-95, 12-2000), Поправкой (ИУС 1-2006)
Настоящий стандарт распространяется на жидкие нефтяные дорожные битумы, применяемые в качестве вяжущего материала при строительстве дорожных покрытий, оснований и для других целей.
Обязательные требования к качеству продукции изложены в п.2.2 (таблица, п.4) и п.4.2.
(Измененная редакция, Изм. N 2).
1. МАРКИ
1.1. В зависимости от скорости формирования структуры жидкие битумы подразделяются на два класса:
— густеющие со средней скоростью, получаемые разжижением вязких дорожных битумов жидкими нефтепродуктами (СГ) и предназначенные для строительства капитальных и облегченных дорожных покрытий, а также для устройства их оснований во всех дорожно-климатических зонах страны;
— медленногустеющие, получаемые разжижением вязких дорожных битумов жидкими нефтепродуктами (МГ), и получаемые из остаточных или частично окисленных нефтепродуктов или их смесей (МГО), предназначенные для получения холодного асфальтобетона, а также для строительства дорожных покрытий облегченного типа и оснований во II-V дорожно-климатических зонах и других целей.
1.2. В зависимости от класса и вязкости устанавливаются следующие марки жидких битумов:
СГ 40/70, СГ 70/130, СГ 130/200;
МГ 40/70, МГ 70/130, МГ 130/200;
МГО 40/70, МГО 70/130, МГО 130/200.
1.3. Для получения разжиженных битумов используют вязкие дорожные битумы по ГОСТ 22245 с глубиной проникания иглы не более 90.
Фракционный состав нефтепродуктов, применяемых в качестве разжижителей:
СГ | МГ | ||||
Температура начала кипения, °С, не ниже | 145 | — | |||
50% перегоняется при температуре, °С, не выше | 215 | 280 | |||
96% перегоняется при температуре, °С, не выше | 300 | 360 |
В жидкие битумы для обеспечения требования по сцеплению с мрамором или песком, при необходимости, вводят поверхностно-активные вещества (анионные или катионные).
2. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ
2.1. Жидкие битумы должны изготовляться в соответствии с требованиями настоящего стандарта по технологическому регламенту, утвержденному в установленном порядке.
2.2. По физико-химическим показателям жидкие битумы должны соответствовать требованиям и нормам, указанным в таблице.
Наименование показателя | Норма для марки | ||||
СГ 40/70 | CГ 70/130 | СГ 130/200 | МГ 40/70 | МГ 70/130 | |
ОКП | ОКП | ОКП | ОКП | ОКП | |
1. Условная вязкость по вискозиметру с отверстием 5 мм при 60 °С, с | 40-70 | 71-130 | 131-200 | 40-70 | 71-130 |
2. Количество испарившегося разжижителя, %, не менее | 10 | 8 | 7 | 8 | 7 |
3. Температура размягчения остатка после определения количества испарившегося разжижителя, °С, не ниже | 37 | 39 | 39 | 28 | 29 |
4. Температура вспышки, определяемая в открытом тигле, °С, не ниже | 45 | 50 | 60 | 100 | 110 |
5. Испытание на сцепление с мрамором или с песком | Выдерживает в соответствии с контрольным образцом N 2 |
Продолжение
Наименование показателя | Норма для марки | Метод испытания | |||
МГ 130/200 | МГО 40/70 | МГО 70/130 | МГО 130/200 | ||
ОКП | ОКП | ОКП | ОКП | ||
1. Условная вязкость по вискозиметру с отверстием 5 мм при 60 °С, с | 131-200 | 40-70 | 71-130 | 131-200 | По ГОСТ 11503 с дополнением по п.5.3 настоящего стандарта |
2. Количество испарившегося разжижителя, %, не менее | 5 | — | — | — | По ГОСТ 11504 |
3. Температура размягчения остатка после определения количества испарившегося разжижителя, °С, не ниже | 30 | — | — | — | По ГОСТ 11506 |
4. Температура вспышки, определяемая в открытом тигле, °С, не ниже | 110 | 120 | 160 | 180 | По ГОСТ 4333 |
5. Испытание на сцепление с мрамором или с песком | Выдерживает в соответствии | По ГОСТ 11508 и п.5.2 настоящего стандарта |
Примечания:
1. (Исключено, Изм. N 1).
2. Для жидких битумов марки МГО 70/130, вырабатываемых из бакинских нефтей, температура вспышки допускается не ниже 140 °С.
(Измененная редакция, Изм. N 3).
3. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ
3.1. Жидкие битумы — горючие вещества с температурой самовоспламенения не ниже 300 °С.
3.2. При разжижении вязких битумов в открытой системе температура битума, поступающего на смешение с разжижителем, не должна превышать 120 °С.
Перемешивание вязкого битума с разжижителем проводят инертным газом или циркуляцией.
3.3. При работе с жидкими битумами запрещается использовать открытый огонь и курить в местах проведения работ.
3.4. Подогрев жидких битумов следует проводить при помощи пара. Допускается использовать электроподогрев при условии хорошей изоляции нагревательных элементов.
При сливе, наливе и применении жидких битумов установлены следующие температуры нагревания для марок:
от 70 до 80 °С — для СГ 40/70; МГ 40/70;
» 80 » 90 °С » СГ 70/130; МГ 70/130;
» 90 » 100 °С » СГ 130/200; МГ 130/200; МГО 40/70; МГО 70/130; МГО 130/200.
3.5. При производстве, сливе, наливе и отборе проб битумов применяют спецодежду, индивидуальные средства защиты в соответствии с типовыми отраслевыми нормами, утвержденными Государственным комитетом СССР по труду и социальным вопросам и Президиумом ВЦСПС.
3.6. При загорании небольших количеств битума его тушат песком, кошмой или огнетушителем, специальными порошками; развившиеся пожары разлитого продукта на большой площади тушат пенной струей.
4. ПРАВИЛА ПРИЕМКИ
4.1. Жидкие битумы принимают партиями. Партией считают любое количество битума, однородного по своим показателям качества и сопровождаемого одним документом о качестве по ГОСТ 1510 с обязательным указанием товарного знака. В документе о качестве указывают также минеральный материал (песок или мрамор), с которым проводилось испытание на сцепление.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
4.2. Объем выборок — по ГОСТ 2517.
4.3. При получении неудовлетворительных результатов испытаний хотя бы по одному из показателей по нему проводят повторные испытания пробы от удвоенной выборки.
Результаты повторных испытаний распространяют на всю партию.
5. МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ
5.1. Пробы жидких битумов отбирают по ГОСТ 2517. Масса объединенной пробы каждой марки жидких битумов — 1,0 кг.
5.2. Испытание на сцепление с мрамором или песком проводят по ГОСТ 11508 для жидких битумов марок МГО методом А, для марок СГ и МГ — методом Б.
Жидкие битумы, к которым добавлены катионоактивные вещества, испытывают на сцепление с песком; жидкие битумы с анионоактивными веществами — с мрамором.
5.3. Условную вязкость определяют по ГОСТ 11503 со следующим дополнением: пробу предварительно охлаждают до комнатной температуры, выдерживают не менее 1 ч, затем нагревают на 2-3 °С выше температуры испытаний.
(Введен дополнительно, Изм. N 3).
6. УПАКОВКА, МАРКИРОВКА, ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ И ХРАНЕНИЕ
6.1. Упаковка, маркировка, транспортирование и хранение жидких битумов — по ГОСТ 1510.
По степени транспортной опасности жидкие битумы относят к 9-му классу опасности, подклассу 9.1, категории 9.12 по ГОСТ 19433.
Жидкие битумы классов СГ и МГ следует хранить в резервуарах, оборудованных предохранительной арматурой.
(Измененная редакция, Изм. N 1, 2).
7. ГАРАНТИИ ИЗГОТОВИТЕЛЯ
7.1. Изготовитель гарантирует соответствие качества жидких битумов требованиям настоящего стандарта при соблюдении условий транспортирования и хранения.
7.2. Гарантийный срок хранения жидких битумов со дня изготовления должен быть для класса СГ — 6 мес; класса МГ — 8 мес; класса МГО — 1 год.
Электронный текст документа
подготовлен АО «Кодекс» и сверен по:
официальное издание
М.: Стандартинформ, 2009
docs.cntd.ru
ГОСТ 33133-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Битумы нефтяные дорожные вязкие. Технические требования (с Поправкой), ГОСТ от 29 мая 2015 года №33133-2014
ГОСТ 33133-2014
МКС 93.080.20
Дата введения 2015-10-01
Предисловие
Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены в ГОСТ 1.0-2015 «Межгосударственная система стандартизации. Основные положения» и ГОСТ 1.2-2015 «Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила, рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены»
Сведения о стандарте
1 РАЗРАБОТАН Автономной некоммерческой организацией «Научно-исследовательский институт транспортно-строительного комплекса» (АНО «НИИ ТСК»), Межгосударственным техническим комитетом по стандартизации МТК 418 «Дорожное хозяйство»
2 ВНЕСЕН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии
3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 5 декабря 2014 г. N 46)
За принятие проголосовали:
Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97 | Код страны по | Сокращенное наименование национального органа по стандартизации |
Азербайджан | AZ | Азстандарт |
Армения | AM | Минэкономики Республики Армения |
Беларусь | BY | Госстандарт Республики Беларусь |
Казахстан | KZ | Госстандарт Республики Казахстан |
Киргизия | KG | Кыргызстандарт |
Россия | RU | Росстандарт |
Таджикистан | TJ | Таджикстандарт |
Узбекистан | UZ | Узстандарт |
4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29 мая 2015 г. N 520-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 33133-2014 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 октября 2015 г.
5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
6 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Февраль 2019 г.
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном информационном указателе «Национальные стандарты», а текст изменений и поправок — в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)
ВНЕСЕНА поправка, опубликованная в ИУС N 5, 2017 год (указанная поправка не внесена в текст переиздания 2019 года)
Поправка внесена изготовителем базы данных
1 Область применения
Настоящий стандарт распространяется на вязкие дорожные нефтяные битумы (далее — битумы), предназначенные в качестве вяжущего материала при строительстве и ремонте дорожных покрытий и оснований, а также в качестве основы для производства модифицированных битумов и битумных эмульсий, и устанавливает технические требования к ним.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие межгосударственные стандарты:
ГОСТ 12.1.004-91 Система стандартов безопасности труда. Пожарная безопасность. Общие требования
ГОСТ 12.1.005-88 Система стандартов безопасности труда. Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны
ГОСТ 12.1.007-76 Система стандартов безопасности труда. Вредные вещества. Классификация и общие требования безопасности
ГОСТ 12.1.014-84 Система стандартов безопасности труда. Воздух рабочей зоны. Метод измерения концентраций вредных веществ индикаторными трубками
ГОСТ 12.1.044-89 Система стандартов безопасности труда. Пожаровзрывоопасность веществ и материалов. Номенклатура показателей и методы их определения
ГОСТ 1510-84 Нефть и нефтепродукты. Маркировка, упаковка, транспортирование и хранение
ГОСТ 2517-2012 Нефть и нефтепродукты. Методы отбора проб
ГОСТ 33134-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Битумы нефтяные дорожные вязкие. Метод определения индекса пенетрации
ГОСТ 33135-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Битумы нефтяные дорожные вязкие. Метод определения растворимости
ГОСТ 33136-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Битумы нефтяные дорожные вязкие. Метод определения глубины проникания иглы
ГОСТ 33137-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Битумы нефтяные дорожные вязкие. Метод определения динамической вязкости ротационным вискозиметром
ГОСТ 33138-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Битумы нефтяные дорожные вязкие. Метод определения растяжимости
ГОСТ 33139-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Битумы нефтяные дорожные вязкие. Метод определения содержания твердого парафина
ГОСТ 33140-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Битумы нефтяные дорожные вязкие. Метод определения старения под воздействием высокой температуры и воздуха (метод RTFOT)
ГОСТ 33141-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Битумы нефтяные дорожные вязкие. Метод определения температур вспышки. Метод с применением открытого тигля Кливленда
ГОСТ 33142-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Битумы нефтяные дорожные вязкие. Метод определения температуры размягчения. Метод «Кольцо и Шар»
ГОСТ 33143-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Битумы нефтяные дорожные вязкие. Метод определения температуры хрупкости по Фраасу
Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты» за текущий год. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 глубина проникания иглы (пенетрация): Показатель, характеризующий твердость битумов и выраженный как расстояние в десятых долях миллиметра, на которое стандартная вертикально расположенная пенетрационная игла проникает в пробу битума при заданной нагрузке, температуре и времени погружения.
3.2 температура размягчения: Температура, выраженная в градусах Цельсия, при которой образец битума переходит в вязко-текучее состояние и под действием веса стального шарика касается нижней пластины прибора.
3.3 температура хрупкости: Температура, выраженная в градусах Цельсия, при которой образец битума разрушается при изгибе под действием кратковременно приложенной нагрузки.
3.4 температура вспышки в открытом тигле: Минимальная температура с поправкой на нормальное атмосферное давление, при которой пары битума, нагреваемого в определенных условиях, образуют с окружающим воздухом смесь, воспламеняемую при поднесении к ней открытого пламени.
3.5 растяжимость (дуктильность): Показатель, характеризующий расстояние, при котором растягиваемый с постоянной скоростью образец битума вытягивается в нить до разрыва.
3.6 растворимость: Способность битума растворяться в органическом растворителе.
3.7 парафины: Твердые органические соединения светлого цвета общей формулой CnН2n+2 (16), которые в расплавленном состоянии обладают низкой вязкостью и снижают морозостойкость битумов.
3.8 индекс пенетрации: Расчетный показатель, характеризующий степень изменения дисперсного состояния битума в зависимости от значений показателей «температура размягчения» и «глубина проникания иглы при 25°С».
3.9 старение: Изменение физико-химических показателей битумов в процессе воздействия потока воздуха и температуры на образец битума в виде тонкой движущейся пленки по методу RTFOT (Rolling Thin Film Oven Test).
3.10 динамическая вязкость: Показатель, характеризующий реологическое свойство битума, рассчитываемый как отношение напряжения сдвига к скорости сдвига.
3.11 максимальное усилие при растяжении: Наибольшее усилие, при котором образец битума способен сопротивляться прилагаемому напряжению при растяжении.
4 Классификация
4.1 В зависимости от значения показателя «глубина проникания иглы при температуре 25°С» битумы подразделяют на следующие марки: БНД 130/200, БНД 100/130, БНД 70/100, БНД 50/70, БНД 35/50, БНД 20/35.
4.2 Область применения битумов приведена в приложении А.
5 Технические требования
5.1 Битумы изготовляют (получают) следующими способами:
5.1.1 Окислением продуктов прямой перегонки нефти и селективного разделения нефтепродуктов.
5.1.2 Компаундированием окисленных и неокисленных продуктов.
5.1.3 В виде остатка прямой перегонки нефти.
5.2 По физико-химическим показателям битумы должны соответствовать требованиям и нормам, указанным в таблице 1.
Таблица 1
Наименование показателя | Норма для битума марки | Метод испытания | |||||
БНД 130/200 | БНД 100/130 | БНД 70/100 | БНД 50/70 | БНД 35/50 | БНД 20/35 | ||
Основные показатели | |||||||
1 Глубина проникания иглы при 25°С, 0,1 мм | 131-200 | 101-130 | 71-100 | 51-70 | 36-50 | 20-35 | По ГОСТ 33136 |
2 Температура размягчения по кольцу и шару, °С, не ниже | 42 | 45 | 47 | 51 | 53 | 55 | По ГОСТ 33142 |
3 Растяжимость при 0°С, см, не менее | 6,0 | 4,0 | 3,7 | 3,5 | Не определяется | По ГОСТ 33138 | |
Основные показатели | |||||||
4 Температура хрупкости, °С, не выше | -21 | -20 | -18 | -16 | -14 | -11 | По ГОСТ 33143 |
5 Температура вспышки, °С, не ниже | 220 | 230 | 230 | 230 | 230 | 230 | По ГОСТ 33141 |
6 Изменение массы образца после старения, %, не более 0,8* | 0,8 | 0,7 | 0,6 | 0,6 | 0,5 | 0,5 | По ГОСТ 33140 |
________________ | |||||||
7 Изменение температуры размягчения после старения, °С, не более | 7 | 7 | 7 | 7 | 6 | 6 | По ГОСТ 33140 |
Дополнительные показатели | |||||||
8 Динамическая вязкость, Условие 1 (при 1,5 с при 60 ЕС), Па·с | Для набора статистических данных | По ГОСТ 33137 | |||||
9 Изменение динамической вязкости в результате сдвигового воздействия, Условие 2 (при 1,5 с при 60°С), %, не более | Для набора статистических данных | По ГОСТ 33137 | |||||
10 Динамическая вязкость после старения, Условие 1 (при 1,5 с при 60°С), Па·с | Для набора статистических данных | По ГОСТ 33140 | |||||
11 Изменение динамической вязкости в результате сдвигового воздействия после старения, Условие 2 (при 1,5 с при 60°С), %, не более | Для набора статистических данных | По ГОСТ 33140 | |||||
12 Растяжимость при 25°С, см, не менее | 80 | 70 | 62 | 60 | 50 | 40 | По ГОСТ 33138 |
13 Максимальное усилие при растяжении при 25°С, Н | Для набора статистических данных | По ГОСТ 33138 | |||||
Дополнительные показатели | |||||||
14 Максимальное усилие при растяжении при 0°С, Н | Для набора статистических данных | По ГОСТ 33138 | |||||
15 Температура хрупкости после старения, °С, не выше | -18 | -17 | -15 | -13 | -11 | -8 | По ГОСТ 33140 |
16 Глубина проникания иглы, при 0°С, 0,1 мм, не менее | 40 | 30 | 21 | 18 | 14 | 10 | По ГОСТ 33136 |
17 Растворимость, %, не менее | 99,0 | По ГОСТ 33135 | |||||
18 Содержание твердых парафинов, %, не более | 3,0 | По ГОСТ 33139 | |||||
19 Индекс пенетрации | От -1,0 до +1,0 | По ГОСТ 33134 | |||||
Примечания 1 На национальном уровне допускается применять более узкие марки битума в зависимости от климатических, географических, технических, технологических, экономических факторов или по иным не менее значимым основаниям. 2 На национальном уровне допускается изменение значений показателей в сторону улучшения качества битума в зависимости от климатических, географических, технических, технологических, экономических факторов или по иным не менее значимым основаниям. |
(Поправка. ИУС N 5-2017).
5.3 Маркировку битумов осуществляют по ГОСТ 1510.
5.4 Упаковку битумов осуществляют по ГОСТ 1510. Допускается упаковывать и хранить битумы, указанные в 4.1, в разовой, жесткой, штабелируемой, кубической транспортной таре.
Примечание — Вся тара должна быть химически нейтральной к битумам, термостойкой при разогреве битумов, достаточно герметичной для исключения протечек битума и плотно закрываться для предотвращения попадания внутрь тары воздуха и загрязненных частиц (веществ).
6 Требования безопасности
6.1 Битумы являются горючими веществами с температурой вспышки выше 220°С и минимальной температурой самовоспламенения, определяемой по ГОСТ 12.1.044, не ниже 368°С.
6.2 Предельно допустимая концентрация паров углеводородов битумов в воздухе рабочей зоны 300 мг/м — в соответствии с ГОСТ 12.1.005. Содержание паров органических соединений в воздушной среде определяют по ГОСТ 12.1.014.
6.3 Битумы являются малоопасными веществами и по степени воздействия на организм человека относятся к 4-му классу опасности по ГОСТ 12.1.007.
6.4 При работе с битумами следует применять средства индивидуальной защиты согласно типовым отраслевым нормам, утвержденным в установленном порядке. При попадании расплавленного битума на кожу человека необходимо пораженное место охлаждать под проточной водой. Битум с кожи не удалять, так как он образует защитный стерильный барьер на пораженной коже, а пострадавшего немедленно отправить в лечебное медицинское учреждение. При попадании на слизистую оболочку глаз обильно промыть водой и немедленно обратиться к врачу.
6.5 Помещение, в котором проводится работа с битумом, должно быть оборудовано приточно-вытяжной вентиляцией.
6.6 При приготовлении и использовании битумов необходимо соблюдать требования противопожарной безопасности в соответствии с ГОСТ 12.1.004.
6.7 При воспламенении небольшого количества битума его следует тушить песком, кошмой или пенным огнетушителем.
7 Требования охраны окружающей среды
7.1 Эффективными мерами защиты природной среды являются герметизация оборудования и предотвращение разливов битума.
7.2 Отходы производства битума (газы окисления) обезвреживают сжиганием в печи дожига.
8 Правила приемки
8.1 Битумы принимают партиями.
Партией считают однородное по физико-химическим показателям количество битума, соответствующее размеру расходной емкости битумного производства, объемом от 80 до 400 м и сопровождают единым документом о качестве.
8.2 Отбор проб битума и объем выборки битума производится по ГОСТ 2517.
8.3 Для контроля качества битума осуществляют приемо-сдаточные и периодические испытания.
8.3.1 Приемо-сдаточные испытания проводят для каждой партии готового битума.
При приемо-сдаточных испытаниях от партии отбирают две пробы и определяют следующие показатели:
— глубину проникания иглы при температуре 25°С;
— температуру размягчения по кольцу и шару;
— растяжимость при температуре 0°С;
— температуру хрупкости;
— изменение массы образца после старения;
— изменение температуры размягчения после старения.
На национальном уровне объем приемо-сдаточных испытаний может быть расширен любыми дополнительными показателями, которые приведены в таблице 1.
При получении неудовлетворительных результатов приемо-сдаточных испытаний хотя бы по одному из показателей проводят повторные испытания по этому показателю на повторно отобранной пробе битума из той же партии. При получении неудовлетворительных результатов повторных испытаний партия приемке не подлежит.
8.3.2 При периодических испытаниях определяют показатель «Температура вспышки» не реже одного раза в месяц.
На национальном уровне объем периодических испытаний может быть расширен любыми дополнительными показателями, которые приведены в таблице 1.
Сроки проведения периодических испытаний по дополнительным показателям устанавливаются на национальном уровне.
При получении неудовлетворительных результатов периодических испытаний изготовитель переводит испытания по данному показателю в категорию приемо-сдаточных до получения положительных результатов не менее чем на трех партиях подряд.
9 Методы контроля
9.1 Отбор проб битумов производят по ГОСТ 2517. Масса объединенной пробы каждой марки битума должна быть не менее 1,0 кг.
9.2 Методы контроля физико-химических характеристик битумов приведены в таблице 1.
10 Транспортирование и хранение
10.1 Транспортирование и хранение битумов осуществляют по ГОСТ 1510, температура битума при транспортировании и хранении не должна превышать 160°С. Допускается по согласованию с потребителем транспортировать битумы, указанные в 4.1, автомобильным, железнодорожным, речным, морским транспортом и смешенными перевозками в разовой, жесткой, штабелируемой, кубической транспортной таре.
10.2 Битумы, транспортируемые в твердом (холодном) состоянии, не классифицируют и не маркируют как опасный груз.
11 Гарантии изготовителя
11.1 Изготовитель гарантирует соответствие качества битумов требованиям настоящего стандарта при соблюдении условий транспортирования и хранения.
11.2 Срок гарантийного использования битума — не менее 12 мес с момента изготовления.
Приложение А (рекомендуемое). Область применения битумов в дорожном строительстве
Приложение А
(рекомендуемое)
Область применения битумов в дорожном строительстве указана в таблице А.1.
Таблица А.1
Среднемесячная температура наиболее холодного времени года, °С | Марка битума |
Не выше минус 20 | БНД 100/130, БНД 130/200 |
От минус 20 до минус 10 | БНД 50/70, БНД 70/100, БНД 100/130, БНД 130/200 |
От минус 10 до плюс 5 | БНД 50/70, БНД 70/100, БНД 100/130, БНД 130/200 |
Не ниже плюс 5 | БНД 20/35, БНД 35/50, БНД 50/70, БНД 70/100, БНД 100/130 |
УДК 625.85.06:006.354 | МКС 93.080.20 |
Ключевые слова: битумы нефтяные дорожные вязкие, классификация, технические требования, требования безопасности, требования охраны окружающей среды |
Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО «Кодекс»
docs.cntd.ru
как выбрать в зависимости от условий эксплуатации
Основная сфера использования дорожного битума — строительство и ремонт дорог и аэродромных покрытий. Его используют в качестве связующего компонента при производстве асфальта и асфальтобетона. Благодаря битуму под действием кислорода, ультрафиолета, адсорбции каменным материалом, высоких температур из асфальта испаряются низкокипящие фракции, а высокомолекулярные соединения уплотняются. За счет этого покрытие становится прочным.
Чтобы обеспечить удобство укладки и гарантировать хорошие эксплуатационные характеристики битума, для разных климатических зон рекомендуется применять разные марки. Они могут отличаться:
- вязкостью;
- пластичностью;
- показателями температуры битума по хрупкости;
- плотностью;
- пенетрацией;
- температурой размягчения;
- наличием специальных добавок.
Наиболее широкое применение нашли два вида дорожного битума — вязкий и жидкий. Рассмотрим каждую разновидность подробнее.
Основные особенности жидкого битума
Жидкий битум при температуре 25 °С имеет своеобразную текучую консистенцию, за счет чего его можно применять при проведении строительных работ и в нагретом состоянии, и в холодном (при температуре 15-20 °С). Со временем под воздействием атмосферных воздействий состав загустевает. В зависимости от того, как быстро формируется структура жидких битумов, их подразделяют на два класса:
- среднегустеющие (СГ) — получают путем разжижения вязкого битума жидкими нефтепродуктами, такими как бензин, лигроинин и т.д.;
- медленногустеющие битумы (МГ и МГО) — производятся из остаточных или частично окисленных нефтепродуктов (мазут, смолистые нефти и т.д.).
Жидкий битум с маркировкой СГ рекомендуют использовать для строительства капитальных и облегченных дорожных покрытий. Доступно устройство оснований во всех климатических зонах. Медленногустеющий битум подойдет для получения холодного асфальтобетона и укладки покрытий облегченного типа во II-V климатических зонах.
Вязкий дорожный битум
Вязкие битумы применяют для изготовления горячих, теплых и холодных асфальтобетонных смесей. Наиболее широко используемыми являются марки БНД и БН. При этом именно БНД — битум нефтяной дорожный — является специализированным составом, используемым для укладки дорожных покрытий. Марки БНД будут иметь более высокую температуру размягчения, более низкую температуру хрупкости, большие значения пенетрации, чем БН. У битума нефтяного дорожного более строгие требования к термостабильности, поэтому марки БНД чаще выбирают для дорожных работ. Соотношение физико-химических показателей битума нефтяного дорожного обеспечивает покрытию наибольшую морозостойкость, трещиностойкость, устойчивость к сдвигам и воздействию влаги.
В зависимости от таких характеристик дорожного битума, как вязкость, теплоустойчивость и пластичность, выделяют пять марок БНД. У каждой есть приоритетная сфера использования:
- Битум БНД 200/300 — используется в регионах с холодным климатом, для приготовления теплых асфальтобетонных смесей.
- Битум БНД 130/200 — используется для поверхностной обработки покрытий в областях с умеренным климатом, изготовления горячих асфальтобетонных смесей, пропитки щебеночных покрытий в регионах с холодным и умеренным климатом.
- Битум БНД 90/130 — универсальная марка, которая подходит для проведения работ в холодное время года: рабочая температура от -20 до +5 °С.
- Битум БНД 60/90 — применяется в регионах с теплым климатом, для приготовления горячих смесей.
- Битум БНД 40/60 — используется исключительно в районах, где температура летом превышает 30 °С.
oskemen-resurs.kz
как выбрать в зависимости от условий эксплуатации
Основная сфера использования дорожного битума — строительство и ремонт дорог и аэродромных покрытий. Его используют в качестве связующего компонента при производстве асфальта и асфальтобетона. Благодаря битуму под действием кислорода, ультрафиолета, адсорбции каменным материалом, высоких температур из асфальта испаряются низкокипящие фракции, а высокомолекулярные соединения уплотняются. За счет этого покрытие становится прочным.
Чтобы обеспечить удобство укладки и гарантировать хорошие эксплуатационные характеристики битума, для разных климатических зон рекомендуется применять разные марки. Они могут отличаться:
- вязкостью;
- пластичностью;
- показателями температуры битума по хрупкости;
- плотностью;
- пенетрацией;
- температурой размягчения;
- наличием специальных добавок.
Наиболее широкое применение нашли два вида дорожного битума — вязкий и жидкий. Рассмотрим каждую разновидность подробнее.
Основные особенности жидкого битума
Жидкий битум при температуре 25 °С имеет своеобразную текучую консистенцию, за счет чего его можно применять при проведении строительных работ и в нагретом состоянии, и в холодном (при температуре 15-20 °С). Со временем под воздействием атмосферных воздействий состав загустевает. В зависимости от того, как быстро формируется структура жидких битумов, их подразделяют на два класса:
- среднегустеющие (СГ) — получают путем разжижения вязкого битума жидкими нефтепродуктами, такими как бензин, лигроинин и т.д.;
- медленногустеющие битумы (МГ и МГО) — производятся из остаточных или частично окисленных нефтепродуктов (мазут, смолистые нефти и т.д.).
Жидкий битум с маркировкой СГ рекомендуют использовать для строительства капитальных и облегченных дорожных покрытий. Доступно устройство оснований во всех климатических зонах. Медленногустеющий битум подойдет для получения холодного асфальтобетона и укладки покрытий облегченного типа во II-V климатических зонах.
Вязкий дорожный битум
Вязкие битумы применяют для изготовления горячих, теплых и холодных асфальтобетонных смесей. Наиболее широко используемыми являются марки БНД и БН. При этом именно БНД — битум нефтяной дорожный — является специализированным составом, используемым для укладки дорожных покрытий. Марки БНД будут иметь более высокую температуру размягчения, более низкую температуру хрупкости, большие значения пенетрации, чем БН. У битума нефтяного дорожного более строгие требования к термостабильности, поэтому марки БНД чаще выбирают для дорожных работ. Соотношение физико-химических показателей битума нефтяного дорожного обеспечивает покрытию наибольшую морозостойкость, трещиностойкость, устойчивость к сдвигам и воздействию влаги.
В зависимости от таких характеристик дорожного битума, как вязкость, теплоустойчивость и пластичность, выделяют пять марок БНД. У каждой есть приоритетная сфера использования:
- 1. Битум БНД 200/300 — используется в регионах с холодным климатом, для приготовления теплых асфальтобетонных смесей.
- 2. Битум БНД 130/200 — используется для поверхностной обработки покрытий в областях с умеренным климатом, изготовления горячих асфальтобетонных смесей, пропитки щебеночных покрытий в регионах с холодным и умеренным климатом.
- 3. Битум БНД 90/130 — универсальная марка, которая подходит для проведения работ в холодное время года: рабочая температура от -20 до +5 °С.
- 4. Битум БНД 60/90 — применяется в регионах с теплым климатом, для приготовления горячих смесей.
- 5. Битум БНД 40/60 — используется исключительно в районах, где температура летом превышает 30 °С.
mskz.kz