Брусчатка это – Брусчатка — Википедия

Брусчатка — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 4 марта 2019; проверки требуют 4 правки. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 4 марта 2019; проверки требуют 4 правки. Гранитная брусчатка

Брусчатка — твёрдое дорожное покрытие, разновидность мостовой, выложенной плоскими прямоугольными (или другой формы) брусками приблизительно одинаковой формы и размера. Также брусчаткой часто называют сами бруски, или брусчатый камень, из которого строилось дорожное покрытие.

Тротуар и проезжая часть, замощённые брусчаткой, в Дармштадте

В отличие от других видов мостовых, в частности булыжной, выполнявшейся из обычного необработанного булыжника, уложенного на песчаную подушку без особого порядка, брусчатка обычно представляет собой грубо обработанный камень, обколотый до приблизительно прямоугольной формы и выложенный упорядочными рядами так, чтобы обеспечить максимально ровную и гладкую поверхность. Кроме колотых, применяются также пиленые разновидности брусчатки. Поверхности брусков и плитки, особенно пиленых, иногда подвергаются шлифовке.

Брусчатые мостовые были популярны в мире вплоть до 20-х годов XX века, хотя их распространение и было ограничено в основном крупными городами, поскольку только в них интенсивность дорожного движения могла оправдать их довольно высокую стоимость, а городские бюджеты позволяли достаточный уровень расходов. Гораздо более дешёвый и простой в укладке асфальт и несколько более дорогой, но почти столь же долговечный бетон быстро вытеснили брусчатку из дорожного строительства, за исключением особо нагруженных участков, а также тротуаров и пешеходных зон, где она применяется из эстетических соображений, причём, как правило, в виде облегчённой тротуарной плитки.

Во многих местах брусчатые мостовые не были разобраны, но послужили в качестве прочных и надёжных оснований для нового асфальтового или бетонного покрытия. В процессе износа такого покрытия в глубине трещин и колдобин часто можно видеть сохранившуюся брусчатую основу.

Классический брусчатый камень обычно изготавливается из твёрдых горных пород, имеющих высокую несущую способность и большую стойкость к износу, например гранита или базальта. Варианты, использующиеся для менее нагруженных дорог или пешеходных тротуаров, могут выполняться также из менее плотного камня, например известняка или сланца, или отливаться из бетона. В США популярно мощение пешеходных дорожек кирпичом. Тротуарная плитка часто изготавливается из керамики.

Достоинства[править | править код]

  • Очень высокая надёжность и долговечность. Брусчатый камень обычно имеет высокую несущую способность и мало изнашивается. Вымощенные гранитными плитами дороги времён Древнего Рима во многих местах до сих пор пригодны к использованию.
  • Подобно булыжной мостовой, брусчатка укладывается на песчаную подушку, что обеспечивает прекрасный дренаж и устойчивость к размытию покрытия.
  • Брусчатая мостовая не является жёстким покрытием и отдельные элементы могут двигаться относительно друг друга. Это позволяет покрытию сохранять целостность при подвижках почвы и чрезмерных нагрузках.
  • С эстетической точки зрения, чётко структурированный рисунок брусчатой укладки, в сравнении с однородной поверхностью асфальта, выглядит лучше.

Недостатки[править | править код]

  • Высокая стоимость как материалов, так и установки. Брусчатый камень не только недёшев сам по себе, но также требует больших затрат труда квалифицированных рабочих по его укладке.
  • Довольно высокая стоимость обслуживания. Брусчатая мостовая склонна к вспучиванию и проседанию, особенно при некачественной укладке, а также к раскалыванию при повышенной нагрузке.
  • Высокие требования к качеству дренажа. Неправильный дренаж приводит к накоплению воды в песочной подушке и размыву мостовой.
  • За исключением качественно уложенной пиленой плитки, брусчатые мостовые имеют весьма высокий уровень шума по сравнению с асфальтовым и бетонным покрытиями.
  • Комфортность езды по брусчатке невысока, вызывает неприятную вибрацию в едущей машине.
  • Сцепление колес с мокрой брусчаткой (особенно шлифованной) очень низкое, что может вызвать занос даже при малой скорости; мокрая брусчатка особенно опасна для мотоциклистов.
  • Неудобна при ходьбе, особенно при использовании высоких и тонких каблуков типа «шпилька».
  • Сопротивление качению в полтора раза выше, чем у асфальта.

ru.wikipedia.org

Брусчатка — это… Что такое Брусчатка?

Гранитная брусчатка

Брусчатка — твёрдое дорожное покрытие, разновидность мостовой, выложенной плоскими прямоугольными брусками приблизительно одинаковой формы и размера. Также брусчаткой часто называют сами бруски, или брусчатый камень, из которого строилось дорожное покрытие.

Устройство

Тротуар и проезжая часть, замощённые брусчаткой, в Дармштадте

В отличие от других видов мостовых, в частности булыжной, выполнявшейся из обычного необработанного булыжника, уложенного на песчаную подушку без особого порядка, брусчатка обычно представляет собой грубо обработанный камень, обколотый до приблизительно прямоугольной формы и выложенный упорядочными рядами так, чтобы обеспечить максимально ровную и гладкую поверхность. Кроме колотых, применяются также пиленые разновидности брусчатки. Поверхности брусков и плитки, особенно пиленых, иногда подвергаются шлифовке.

Брусчатые мостовые были популярны в мире вплоть до 20-х годов XX века, хотя их распространение и было ограничено в основном крупными городами, поскольку только в них интенсивность дорожного движения могла оправдать их довольно высокую стоимость, а городские бюджеты позволяли достаточный уровень расходов. Гораздо более дешёвый и простой в укладке асфальт и несколько более дорогой, но почти столь же долговечный бетон быстро вытеснили брусчатку из дорожного строительства, за исключением особо нагруженных участков, а также тротуаров и пешеходных зон, где она применяется из эстетических соображений, причём, как правило, в виде облегчённой тротуарной плитки.

Во многих местах брусчатые мостовые не были разобраны, но послужили в качестве прочных и надёжных оснований для нового асфальтового или бетонного покрытия. В процессе износа такого покрытия в глубине трещин и колдобин часто можно видеть сохранившуюся брусчатую основу.

Материалы

Классический брусчатый камень обычно изготавливается из твёрдых горных пород, имеющих высокую несущую способность и большую стойкость к износу, например гранита или базальта. Варианты, использующиеся для менее нагруженных дорог или пешеходных тротуаров, могут выполняться также из менее плотного камня, например известняка или сланца, или отливаться из бетона. В США популярно мощение пешеходных дорожек кирпичом. Тротуарная плитка часто изготавливается из керамики.

Достоинства

  • Очень высокая надёжность и долговечность. Брусчатый камень обычно имеет высокую несущую способность и мало изнашивается. Вымощенные гранитными плитами дороги времён Древнего Рима во многих местах до сих пор пригодны к использованию.
  • Подобно булыжной мостовой, брусчатка укладывается на песчаную подушку, что обеспечивает прекрасный дренаж и устойчивость к размытию покрытия.
  • Брусчатая мостовая не является жёстким покрытием и отдельные элементы могут двигаться относительно друг друга. Это позволяет покрытию сохранять целостность при подвижках почвы и чрезмерных нагрузках.

Недостатки

  • Высокая стоимость как материалов, так и установки. Брусчатый камень не только недёшев сам по себе, но также требует больших затрат труда квалифицированных рабочих по его укладке.
  • Довольно высокая стоимость обслуживания. Брусчатая мостовая склонна к вспучиванию и проседанию, особенно при некачественной укладке, а также к раскалыванию при повышенной нагрузке.
  • Высокие требования к качеству дренажа. Неадекватный дренаж приводит к накоплению воды в песочной подушке и размыву мостовой.
  • За исключением качественно уложенной пиленой плитки, брусчатые мостовые имеют весьма высокий уровень шума по сравнению с асфальтовым и бетонным покрытиями.
  • Комфортность езды по брусчатке невысока, вызывает неприятную вибрацию в едущей машине.
  • Сцепление колес с мокрой брусчаткой (особенно шлифованной) очень низкое, что может вызвать занос даже при малой скорости; мокрая брусчатка особенно опасна для мотоциклистов.

См. также

Мостовая
Булыжник

В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 20 августа 2012.

dic.academic.ru

Отличия брусчатки от тротуарной плитки. Преимущества, особенности

Красивые ровные тротуары и дорожки украсят любой участок или общественное место, поэтому спрос на брусчатку и тротуарную плитку неизменно остается высоким. Эти изделия закупают как частные строители для оформления своих приусадебных территорий, так и организации, приобретая большие партии.

Многие считают, что тротуарная плитка и брусчатка — это одинаковые изделия, которые отличаются лишь незначительно, но на самом деле это не так. Если предстоит выбирать, как именно оформить территорию на участке, то стоит узнать больше подробностей о материалах. Сходство изделий в том, что укладывать их можно как вручную, так и при помощи специального оборудования. Также сами элементы внутри своих групп могут существенно отличаться, поскольку каждое предприятие имеет собственные технологии изготовления, и может делать плитку и брусчатку различными способами и в разных вариациях.

Тротуарная брусчатка и ее особенности

Многие делают выбор именно в пользу брусчатки, поскольку у нее есть целый ряд определенных преимуществ, которые напрямую влияют на особенности эксплуатации:

  1. Изделия отличаются высокой износостойкостью, даже при постоянном активном использовании дорожка из брусчатки или тротуар будут сохранять свой первоначальный вид долгое время. Также элементы способны выдерживать большие нагрузки, что делает их выгодным вариантом. Даже если на участке брусчаткой будет выложена не только дорожка для людей, но и территория перед гаражом, изделия выдержат подобную нагрузку.
  2. Долговечность и морозостойкость — важные признаки, особенно для российского климата, известного суровыми зимами. Брусчатка без проблем их выдерживает и не разрушается от воздействия низких температур. Что касается срока службы, то он может составлять не менее тридцати лет, а это достаточно много.
  3. Важно, что брусчатка является экологически безопасной и при нагревании не выделяет никаких вредных веществ. Несмотря на то, что она будет находиться на улице и под открытым небом, никому не захочется иметь на участке лишний источник опасности.
  4. Изделия выпускаются в разных видах, представлено очень много форм, размеров и цветов, поэтому при декорировании ничто не ограничивает фантазию, можно выложить какой-либо необычный узор, который долгое время будет радовать глаз. Это дает возможность подобрать элементы, сочетающиеся с садовыми цветами или общим дизайном участка.
  5. Можно ли назвать материал доступным? Скорее, он относится к средней ценовой категории, производится на современном оборудовании и из достаточно недорогих материалов, но при этом его стоимость не слишком маленькая, если сравнивать с тротуарной плиткой.

Учитывая весь список преимуществ, неудивительно, что именно бетонной брусчатке отдают предпочтение многие строители, как частные, так и профессионалы. Она действительно оправдывает потраченные средства.

Важные отличия брусчатки от плитки

Брусчатка бетонная тротуарная отличается от плиток своей формой. Изделия имеют высоту, которая по параметрам сравнима с шириной и длиной, а также может превышать эти показатели. Такой расклад делает элементы брусчатки очень прочными и надежными, благодаря чему брусчатка гораздо лучше, чем плитка, может переносить большие нагрузки и воздействия, при этом, не трескаясь и не ломаясь. Вот почему брусчатку активно используют для оформления различных площадей, где наблюдается большое количество народа, но можно выбрать ее и для работ на собственном участке — тогда долго не придется думать о повторном ремонте.

Также для многих важным отличием брусчатки является имиджевый фактор. Нельзя не признать, что территория, отделанная брусчаткой, выглядит торжественно и даже величественно, напоминая такие знаменитые места, как, например, Красная площадь. Брусчатка добавит привлекательности любому ландшафту, подчеркивая его красоту и дополняя выбранный стиль дизайна на участке. Также, учитывая большое количество разнообразных исполнений, с брусчаткой возможности для декорирования гораздо шире, чем с плиткой.

Укладывать плитку и брусчатку можно как вручную, так и при помощи специального оборудования, которое обычно используется для подобных целей. Однако при работе с брусчаткой чаще используют ручной метод работы из-за особенностей этого материала, в то время как плитку кладут с помощью машины. Соответственно, работа с плиткой продвигается быстрее, за счет использования оборудования. Также использование машинного труда дешевле, чем ручная работа, что сказывается и на общей стоимости укладочных работ.

Демонтаж плитки и брусчатки также отличается. Снять уложенную брусчатку сложно и затруднительно, поскольку кладется она с расчетом на постоянное и долгое использование, а вот если понадобится убрать плитку, то это можно будет сделать гораздо проще и даже затем вернуть ее на место при необходимости без особых проблем.

Что касается ценовых параметров, то брусчатка стоит дороже, чем тротуарная плитка, но ее популярность от этого ничуть не страдает, поскольку преимущества материала действительно стоят  того, чтобы его приобрести. Поскольку прослужит брусчатка дольше, чем плитка, то можно сказать, что материал окупит себя.

Особенности тротуарной плитки

Учитывая, что брусчатка имеет множество преимуществ, можно ли сказать, что плитка — плохой вариант? Нет, это не так, и у нее тоже есть свои отличительные особенности, которые и являются причиной спроса на такие изделия. Если плитка также популярна, значит, у нее тоже есть хорошие стороны, о которых стоит узнать.

Небольшая цена тротуарной бетонной плитки отличается тем, что само производство подобных изделий менее затратное и трудоемкое, что влияет на итоговую стоимость. Однако при этом плиты производятся при помощи современных технологий на заводах, поэтому они получаются достаточно качественными. Для получения такой продукции применяется метод вибролитья, а изготавливают изделия, используя бетонную смесь. Она заливается в форму, где при помощи специального прибора подвергается вибрации, удаляющей лишние пузырьки и пустоты в растворе. Именно поэтому изделия получаются плотными и прочными. Как и все предметы, сделанные из бетона, они обладают устойчивостью к воздействию влаги, низких температур и являются достаточно долговечными.

Несмотря на то, что плиты могут использоваться долгое время, их срок службы меньше, чем у брусчатки, как и уровень допустимой нагрузки, поэтому лучше использовать плитку из бетона там, где воздействия будут не слишком большими. Также способов укладки плит не слишком много, поскольку они обычно имеют простую геометрическую форму, в то время как брусчатка отличается разнообразием видов.

По своим эксплуатационным качествам и эстетическим особенностям плитка уступает брусчатке, но при этом значительно выигрывает в цене, поэтому обычно ее выбирают покупатели, для которых вопрос стоимости играет достаточно важную роль. Если же бюджет позволяет, то лучше купить бетонную брусчатку, которая прослужит дольше и дает возможность создать по-настоящему оригинальное оформление участка или площадки. 

betkam.ru

Что такое брусчатка и какой она бывает? Где используется и как изготавливается?

О брусчатке. Плюсы брусчатки. О брусчатке. Плюсы брусчатки. О брусчатке. Плюсы брусчатки. О брусчатке. Плюсы брусчатки.

Что такое брусчатка и какой она бывает? Где используется и как изготавливается?

Брусчатка — искусственный или натуральный каменный материал, предназначенный для изготовления дорожного покрытия. Каждый элемент имеет одинаковую форму и размер. Отличительная особенность брусчатки — большая толщина (значение колеблется от 60 до 120 мм). Ее используют в качестве покрытия пешеходных зон (тротуары, прогулочные дорожки, придомовые территории) или при создании покрытий дорог для автомобильного транспорта. Несмотря на популяризацию асфальтовых и массивных бетонных покрытий, спрос на брусчатку остается неизменно высоким и продолжает расти.
Преимущества брусчатки
Брусчатка имеет ряд преимуществ по сравнению с иными видами сплошного дорожного покрытия:
— прочность и долговечность.
— трещиностойкость.
— возможность возведения дорожного покрытия абсолютно любой формы.
— возможность быстрой и легкой замены любого элемента покрытия.
— скорость укладки.
— после укладки брусчатки покрытие можно сразу же эксплуатировать, что нельзя делать при использовании бетона или асфальта.
— брусчатку можно использовать повторно.
— экологичность (по сравнению с асфальтом).
— более эстетичное покрытие.
Виды брусчатки и способы ее изготовления
Есть три основных вида брусчатки:
— бетонная. Изготавливается из жирных мелкозернистых бетонов на основе бездобавочного цемента, марки не ниже М400. В качестве заполнителя используется мытый гранитный отсев, фракции 0-5 мм или крупнозернистый речной песок. Основные методы изготовления: вибропрессование и вибролитье. При вибропрессовании происходит укладка полусухой смеси в металлические формы (водоцемнтное соотношение 0,2-0,3) и ее прессование под действием вибрации. Вибролитая брусчатка изготавливается из густых растворов (водоцемнтное соотношении 0,35-0,45). Смесь укладывается в любые формы (обычно пластиковые). Формы подвергаются вибрации в течении 2-5 минут. Готовые изделия, через 28 суток, показывают марку прочности свыше М400.
— клинкерная. Изготавливается из клинкера на основе глины, песка и извести. Клинкер подвергается длительному и высокотемпературному обжигу. На выходе получается качественный продукт с высокими показателями плотности, влагостойкости, морозостойкости и прочности. Крайне долговечное изделие. Единственный минус — высокая стоимость (в 2-5 раз дороже бетонной брусчатки).
— каменная (натуральная). Изготавливается из твердых каменных пород. Сырьем обычно выступает гранит, мрамор, песчаник или кварцит. По способу изготовления бывает пиленной и колотой. Пиленая отличается идеально ровными формами. Колотая брусчатка имеет очертания параллелепипеда (большое количество сколов, закруглений и неровностей). Срок эксплуатации натуральной брусчатки практически бесконечен. Обладает высокими показателями плотности, износостойкости и прочности.

Это оригинальная статья ссылка

Поделиться:  
О брусчатке. Плюсы брусчатки. О брусчатке. Плюсы брусчатки.

www.lateres.ru

Тротуарная плитка — Википедия

Плитка, уложенная по кругу Плитка, уложенная прямоугольным узором Кирпичная плитка на песочной основе в Англии

Тротуарная плитка — материал для покрытия тротуаров, улиц, подходов к зданиям.

Тротуарная плитка может быть изготовлена из различных материалов. Наиболее классический — это бетон, данная технология проста в производстве, и произведённая плитка выдерживает большие нагрузки. Но существуют и другие технологии: из натурального камня, обожжённой глины, дерева, резины.

Производство было изобретено в Голландии в XIX веке. Тротуарная плитка использовалась при строительстве дорог из-за недостатка в стране каменных материалов. После того, как применение такого материала было признано достаточно успешным, производство тротуарной плитки началось и в других странах.

В России брусчатка из искусственных материалов появилась в 1970-х — 1980-х годах. Первоначально использовались массивные железобетонные плиты квадратной и прямоугольной форм. Производство фигурной тротуарной плитки началось в середине девяностых годов XX века, сначала только методом вибролитья. На данный момент это достаточно популярный строительный материал.

Бетонная тротуарная плитка изготавливается промышленно из смеси цемента, заполнителя и воды.

Тротуарную плитку производят тремя основными методами:

  • вибропрессование полусухих смесей;
  • гиперпрессование полусухих смесей;
  • вибролитьё.
Вибропрессование

Бетонная смесь укладывается в пресс-форму (матрицу), которая стоит на станине. Станина непрерывно вибрирует. На смесь сверху начинает давить пуансон (деталь обратная матрице, идеально точно входящая в неё, как поршень в цилиндр) и давит до полного уплотнения смеси. Пуансон тоже непрерывно вибрирует. После этого матрица и пуансон поднимаются, а на поддоне остаётся готовое изделие. Метод высокопроизводителен и допускает высокую степень автоматизации в производстве тротуарной плитки.

Благодаря такому виду производства появилась возможность делать не только вибропрессованную тротуарную плитку какого-либо одного цвета, а производить изделия с использованием нескольких цветов специальных красителей. Такая технология производства тротуарной плитки называется колор микс[1].

Гиперпрессование

Основным отличием этого метода является то, что уплотнение бетонной смеси производится за счёт очень высокого давления без вибрации. Прилагаемое давление, как правило, составляет от 150 до 250 килограмм на 1 квадратный сантиметр поверхности и может отличаться в зависимости от сырья. Гиперпресс — это гидравлический пресс с односторонним или двухсторонним действием. Односторонние прессы имеют один цилиндр, который приводит в действие пуансон. Двухсторонние прессы имеют два цилиндра и уплотнение производится между двумя пуансонами — верхним и нижним. Применение двухсторонних прессов даёт возможность бороться с градиентом уплотнения, который возникает из-за того, что в месте применения силы пуансоном уплотнение максимальное, а по мере передачи давления по смеси происходит уменьшение силы уплотнения вследствие передачи этой силы на стенки пресс-формы. Метод имеет высокую производительность, допускает высокую степень автоматизации и, в некоторых случаях, позволяет избавиться от технологических поддонов и организовывать складирование непосредственно на транспортные поддоны вследствие высокой начальной прочности изделий.

Вибролитьё

Мелкозернистая бетонная смесь укладывается в пластиковую форму. Форма ставится на вибростол (стол с непрерывно вибрирующей поверхностью) и выдерживается на нём некоторое время. После того как бетонная смесь в форме уплотнилась, о чём можно судить по образованию цементного молочка на поверхности бетона, форму снимают с вибростола, выставляют на стеллажах с ровной поверхностью и укутывают плёнкой для предотвращения обветривания бетона и испарения влаги во время гидратации цемента, либо складируют в специальном помещении с высокой влажностью и высокой температурой (устанавливаются специальные нагреватели-выпариватели) для более быстрого набора прочности. Распалубочную прочность тротуарная плитка набирает в течение суток при температуре окружающей среды 20-25 °C, при температуре свыше 60 °C набор прочности ускоряется до 8 часов, набор 80-85 % конечной прочности, бетон достигает через 72 часа при температуре 20-25 °C, после этого плитка готова к транспортировке и укладке. Конечную прочность бетон набирает через 28 суток с момента его заливки.

Для производства резиновой тротуарной плитки необходима основа(резина) и заполнитель (герметик).

Как разновидность вибролитья, особняком идёт окатышная технология производства тротуарной плитки, так же эту технологию литья бетона в формы часто называют «гранилит», «кевларобетон», «ультрабетон», «искусственный мрамор», «гранитолит» и др.

Укладку тротуарной плитки можно разделить на следующие этапы:

1. Геометрическая разметка.

2. Выборка, уплотнение и планировка существующего грунта

3. Установка бордюрного камня

4. Подготовка основания — засыпка и уплотнение щебня, песка, заливка бетоном

5. Стяжка сухого основания

6. Укладка брусчатки

7. Подрезка

8. Уплотнение брусчатки

9. Заполнение щелей.

Настоящие технологии укладки тротуарной плитки предполагают использовать виброплиты или катки для уплотнения и выравнивания грунта, основания и самой тротуарной плитки.

Обязательно также снятие дерна или любого другого мягкого основания. Также часто для отсечения слоев основания используется геосинтетические материалы[2][3].

Эймс, Айова — правый край тротуара ниже левого по уровню для отвода воды в дренажный желоб

При укладке тротуарной плитки необходимо учесть отвод воды в дренажные системы. Один из распространённых способов — использование поперечного уклона, предполагающего скат воды в дренажные желоба за счёт наклона поверхности тротуарной плитки.

Средние характеристики изделий, изготовленных методом вибролитья:

Произведённая методом вибролитья плитка имеет привлекательную глянцевую поверхность.

Средние характеристики изделия изготовленных методом вибропрессования:

  • прочность при сжатии: 300 кг/см2;
  • водопоглощение: 6 % от объёма;
  • истираемость: 0,4 г/см2;
  • марка по морозостойкости: F200.
  • срок службы от 15 лет.

Произведённая этим методом плитка имеет шершавую поверхность.

Плитка проста в установке и обслуживании. В отличие от асфальтового покрытия, не препятствует растениям в питании водой и газообмене. Она может выдержать большие перепады температур, не плавится от солнца и не выделяет вредные газы.

По плитке неудобно ходить в лёгкой обуви, в том числе на высоких каблуках. По ней неудобно ездить на велосипедах и роликовых коньках, везти сумки-тележки (такие как «кравчучка»).

Укладки плитки

  • В. Д. Александров. Тротуарная плитка. Материалы и технологии. — Познавательная книга, 2010. — 184 с. — ISBN 9785904515010.

ru.wikipedia.org

Брусчатка — Википедия. Что такое Брусчатка

Гранитная брусчатка

Брусчатка — твёрдое дорожное покрытие, разновидность мостовой, выложенной плоскими прямоугольными (или другой формы) брусками приблизительно одинаковой формы и размера. Также брусчаткой часто называют сами бруски, или брусчатый камень, из которого строилось дорожное покрытие.

Устройство

Тротуар и проезжая часть, замощённые брусчаткой, в Дармштадте

В отличие от других видов мостовых, в частности булыжной, выполнявшейся из обычного необработанного булыжника, уложенного на песчаную подушку без особого порядка, брусчатка обычно представляет собой грубо обработанный камень, обколотый до приблизительно прямоугольной формы и выложенный упорядочными рядами так, чтобы обеспечить максимально ровную и гладкую поверхность. Кроме колотых, применяются также пиленые разновидности брусчатки. Поверхности брусков и плитки, особенно пиленых, иногда подвергаются шлифовке.

Брусчатые мостовые были популярны в мире вплоть до 20-х годов XX века, хотя их распространение и было ограничено в основном крупными городами, поскольку только в них интенсивность дорожного движения могла оправдать их довольно высокую стоимость, а городские бюджеты позволяли достаточный уровень расходов. Гораздо более дешёвый и простой в укладке асфальт и несколько более дорогой, но почти столь же долговечный бетон быстро вытеснили брусчатку из дорожного строительства, за исключением особо нагруженных участков, а также тротуаров и пешеходных зон, где она применяется из эстетических соображений, причём, как правило, в виде облегчённой тротуарной плитки.

Во многих местах брусчатые мостовые не были разобраны, но послужили в качестве прочных и надёжных оснований для нового асфальтового или бетонного покрытия. В процессе износа такого покрытия в глубине трещин и колдобин часто можно видеть сохранившуюся брусчатую основу.

Материалы

Классический брусчатый камень обычно изготавливается из твёрдых горных пород, имеющих высокую несущую способность и большую стойкость к износу, например гранита или базальта. Варианты, использующиеся для менее нагруженных дорог или пешеходных тротуаров, могут выполняться также из менее плотного камня, например известняка или сланца, или отливаться из бетона. В США популярно мощение пешеходных дорожек кирпичом. Тротуарная плитка часто изготавливается из керамики.

Достоинства

  • Очень высокая надёжность и долговечность. Брусчатый камень обычно имеет высокую несущую способность и мало изнашивается. Вымощенные гранитными плитами дороги времён Древнего Рима во многих местах до сих пор пригодны к использованию.
  • Подобно булыжной мостовой, брусчатка укладывается на песчаную подушку, что обеспечивает прекрасный дренаж и устойчивость к размытию покрытия.
  • Брусчатая мостовая не является жёстким покрытием и отдельные элементы могут двигаться относительно друг друга. Это позволяет покрытию сохранять целостность при подвижках почвы и чрезмерных нагрузках.
  • С эстетической точки зрения, чётко структурированный рисунок брусчатой укладки, в сравнении с однородной поверхностью асфальта, выглядит лучше.

Недостатки

  • Высокая стоимость как материалов, так и установки. Брусчатый камень не только недёшев сам по себе, но также требует больших затрат труда квалифицированных рабочих по его укладке.
  • Довольно высокая стоимость обслуживания. Брусчатая мостовая склонна к вспучиванию и проседанию, особенно при некачественной укладке, а также к раскалыванию при повышенной нагрузке.
  • Высокие требования к качеству дренажа. Неправильный дренаж приводит к накоплению воды в песочной подушке и размыву мостовой.
  • За исключением качественно уложенной пиленой плитки, брусчатые мостовые имеют весьма высокий уровень шума по сравнению с асфальтовым и бетонным покрытиями.
  • Комфортность езды по брусчатке невысока, вызывает неприятную вибрацию в едущей машине.
  • Сцепление колес с мокрой брусчаткой (особенно шлифованной) очень низкое, что может вызвать занос даже при малой скорости; мокрая брусчатка особенно опасна для мотоциклистов.
  • Неудобна при ходьбе, особенно при использовании высоких и тонких каблуков типа «шпилька».
  • Сопротивление качению в полтора раза выше, чем у асфальта. Это означает значительно меньшую грузоподъемность транспорта на дорогах, покрытых брусчаткой.

См. также

Производители

  • Стонекс Групп М — официальный поставщик гранита для программы «Моя Улица» г. Москва, ГБУ «Автомобильные дороги»г. Москва, ФГУП АТУ ФСБ РФ. Участник подготовки к Чемпионату мира по футболу FIFA 2018.

wiki.sc

Брусчатка — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Гранитная брусчатка

Брусчатка — твёрдое дорожное покрытие, разновидность мостовой, выложенной плоскими прямоугольными (или другой формы) брусками приблизительно одинаковой формы и размера. Также брусчаткой часто называют сами бруски, или брусчатый камень, из которого строилось дорожное покрытие.

Устройство

Тротуар и проезжая часть, замощённые брусчаткой, в Дармштадте

В отличие от других видов мостовых, в частности булыжной, выполнявшейся из обычного необработанного булыжника, уложенного на песчаную подушку без особого порядка, брусчатка обычно представляет собой грубо обработанный камень, обколотый до приблизительно прямоугольной формы и выложенный упорядочными рядами так, чтобы обеспечить максимально ровную и гладкую поверхность. Кроме колотых, применяются также пиленые разновидности брусчатки. Поверхности брусков и плитки, особенно пиленых, иногда подвергаются шлифовке.

Брусчатые мостовые были популярны в мире вплоть до 20-х годов XX века, хотя их распространение и было ограничено в основном крупными городами, поскольку только в них интенсивность дорожного движения могла оправдать их довольно высокую стоимость, а городские бюджеты позволяли достаточный уровень расходов. Гораздо более дешёвый и простой в укладке асфальт и несколько более дорогой, но почти столь же долговечный бетон быстро вытеснили брусчатку из дорожного строительства, за исключением особо нагруженных участков, а также тротуаров и пешеходных зон, где она применяется из эстетических соображений, причём, как правило, в виде облегчённой тротуарной плитки.

Во многих местах брусчатые мостовые не были разобраны, но послужили в качестве прочных и надёжных оснований для нового асфальтового или бетонного покрытия. В процессе износа такого покрытия в глубине трещин и колдобин часто можно видеть сохранившуюся брусчатую основу.

Материалы

Классический брусчатый камень обычно изготавливается из твёрдых горных пород, имеющих высокую несущую способность и большую стойкость к износу, например гранита или базальта. Варианты, использующиеся для менее нагруженных дорог или пешеходных тротуаров, могут выполняться также из менее плотного камня, например известняка или сланца, или отливаться из бетона. В США популярно мощение пешеходных дорожек кирпичом. Тротуарная плитка часто изготавливается из керамики.

Достоинства

  • Очень высокая надёжность и долговечность. Брусчатый камень обычно имеет высокую несущую способность и мало изнашивается. Вымощенные гранитными плитами дороги времён Древнего Рима во многих местах до сих пор пригодны к использованию.
  • Подобно булыжной мостовой, брусчатка укладывается на песчаную подушку, что обеспечивает прекрасный дренаж и устойчивость к размытию покрытия.
  • Брусчатая мостовая не является жёстким покрытием и отдельные элементы могут двигаться относительно друг друга. Это позволяет покрытию сохранять целостность при подвижках почвы и чрезмерных нагрузках.
  • С эстетической точки зрения, чётко структурированный рисунок брусчатой укладки, в сравнении с однородной поверхностью асфальта, выглядит лучше.

Недостатки

  • Высокая стоимость как материалов, так и установки. Брусчатый камень не только недёшев сам по себе, но также требует больших затрат труда квалифицированных рабочих по его укладке.
  • Довольно высокая стоимость обслуживания. Брусчатая мостовая склонна к вспучиванию и проседанию, особенно при некачественной укладке, а также к раскалыванию при повышенной нагрузке.
  • Высокие требования к качеству дренажа. Неправильный дренаж приводит к накоплению воды в песочной подушке и размыву мостовой.
  • За исключением качественно уложенной пиленой плитки, брусчатые мостовые имеют весьма высокий уровень шума по сравнению с асфальтовым и бетонным покрытиями.
  • Комфортность езды по брусчатке невысока, вызывает неприятную вибрацию в едущей машине.
  • Сцепление колес с мокрой брусчаткой (особенно шлифованной) очень низкое, что может вызвать занос даже при малой скорости; мокрая брусчатка особенно опасна для мотоциклистов.
  • Неудобна при ходьбе, особенно при использовании высоких и тонких каблуков типа «шпилька».
  • Сопротивление качению в полтора раза выше, чем у асфальта. Это означает значительно меньшую грузоподъемность транспорта на дорогах, покрытых брусчаткой.

См. также

Производители

  • Стонекс Групп М — официальный поставщик гранита для программы «Моя Улица» г. Москва, ГБУ «Автомобильные дороги»г. Москва, ФГУП АТУ ФСБ РФ. Участник подготовки к Чемпионату мира по футболу FIFA 2018.

wikipedia.green

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *