Искусственный мрамор – технология изготовления своими руками
16:14, 14 августа 2018
Советы и рекомендации Автор: adminКаковы свойства материалов?
Хороший искусственный мрамор получают, смешивая полиэфирную смолу с пигментными минеральными красителями, отвердителями. Весьма простой способ изготовления предусматривает применение цементно-бетонной смеси с добавкой в нее крупного или мелкого кварцевого щебня, гальки, подкрашенного песка. Для освоения методики смешивания и получения желаемого цвета, текстуры с разводами и пятнами сначала понадобится потренироваться и испробывать подготовить искусственный мрамор в малых объемах.
Декоративный камень не только красиво воспроизводит вид природного материала, но и еще владеет такими позитивными параметрами, как:
Изготовление искусственного мрамора. Бизнес идея
- стойкость к тепловому действию, открытому огню;
- высокие диэлектрические показатели, потому как не считается проводником электротока;
- устойчивость к отделке любыми средствами для мытья, помимо содержащих абразивные вещества;
- высокие гигиенические, характеристики в экологическом плане.
Этому в большинстве случаев содействует гомогенная структура, которая на протяжении большого эксплутационного периода не расслаивается, а поверхность с внешней стороны, обработанная гелькоутом, владеет хорошими декоративно–функциями защиты.
Искусственный мрамор на основе полимера
По наличным средствам этот вариант обойдется чуть дороже, но готовое изделие получается прочным, не тяжёлым, стойким к влияниям физического и химического плана, а его фактура красиво копирует природный материал.
Производство искуственного литьевого и гибкого мрамора. Бизнес идея
Изготовление полимербетона для заливки в формы может выполняться несколькими вариантами:
- Из полиэфирной смолы, одну часть которой перемешивают с 4–5 частями наполнителя. Для этого прекрасно подойдёт кварц, другой нейтральный цветной минерал, истолченный в мелкую крошку.
- С применением двухкомпонентной смеси АСТ-Т с бутакрилом (самозатвердевающей пластмассой). Входящие в ее состав порошок и жидкость разводят в пропорции 1:1 и, в зависимости от полученного объема, добавляют так же щебня, кварца. Окраску в необходимый цвет делают пигментами на базе акрила.
Подготовив раствор, им наполняют форму, и поверхность выравнивают шпателем. После этого, прилагая усилие, уплотняют с помощью специализированной заготовки. Ее можно вырезать из доски Дсп, размеры которой должны быть меньше контура матрицы. Изделие оставляют сохнуть. Дальше его изымают из формы и подвергают последующей отделке – отрезают, зашлифовывают, полируют, готовят нужные отверстия или выполняют другие типы работ.
Материал на основе из гипса
Гипс доступный, не тяжелый в работе материал, благодаря этому изготовление из него дома литьевого мрамора не попросит особенных затрат и усилий. Вначале готовят емкость и в нее вливают воду, в которой затворяют сухой гипс со столярным клеем и растворенную в нагретой скипидарной ванночке смолу. Все составляющие внимательным образом перемешивают и, не останавливая процесс, начинают поэтапно прибавлять красители на акриловой основе, пигмент, стремясь получить разводы и прожилины.
Чтобы придать литьевому мрамору молочного цвета добавляют белого гумилакса, клея на основе каучука и латекса. Однако если нужны оттенки коричневого цвета, кофейный тон, то подмешивают оранжевый гумилакс. Выраженную черную политуру можно получить, применяя анилиновую краску.
Подготовленную массу заливают в форму, выполненную из пластика, полиуретана. Чтобы сделать быстрее процесс высыхания и удалить из смеси ненужную воду, дополнительно присыпают сверху сухим гипсом. В большинстве случаев после 8–10 часов изделие вынимают и оставляют целиком высохнуть.
Дать лицевой поверхности водонепроницаемые характеристики можно, отделав ее кремнекислым калием, для чего заготовку немножко опускают в ванную с раствором или наносят его с помощью кисти. Когда основание просохнет, по нему проходят мягким фетром, дальше добавляя политуру необходимого оттенка, полируют пока не получится замечательного результата.
Как заботиться за литьевым мрамором?
Хотя созданный собственными руками ненастоящий материал владеет большой прочностью, устойчивостью к разным влияниям, он нуждается в специальном уходе. Следуя подсказкам экспертов, можно намного увеличить сроки его службы. Согласно им:
- нельзя использовать средства для очищения, в их состав входит олифа, силикон;
- губки, щетки, прочие средства с грубым ворсом не годятся для уборки, потому как способны повредить верхний слой защиты мрамора;
- вытирать поверхность следует с помощью мягкой ткани, применяя, взамен абразивных, средства только на основе геля, а для постоянной очистки – простое мыло;
- чтобы сберечь первый блеск глянца изделия его стоит вытирать составом, приготовленным из жидкого мыла, растворенного в воде, а после чистым полотенцем.
Литьевой мрамор считается великолепным и доступным домашним украшением – кухни, комнаты с ванной и остальных помещений. Приблизившись очень серьезно к его изготовлению, а после ухаживая подобающим образом и защищая от негативных воздействий, можно будет, сохранив красивый вид, увеличить его служебный срок.
modut.ru
Мрамор из бетона — инструкция по изготовлению
Мрамор из бетона по прочности, цветовой гамме и структуре напоминает материал естественного происхождения, но стоит меньше в 4-5 раз.
Процесс его изготовления в домашних условиях не требует сложного оборудования и при некоторой подготовке доступен большинству.
Применение искусственного мрамора
В строительных работах искусственный камень применяют для следующих целей:
- отделки и теплоизоляции фасадов зданий;
- облицовки изделий сантехники;
- изготовления предметов мебели, подоконников, столешниц и барных стоек;
- элементов лестниц — балясин, перил, ступеней;
- производства тротуарной плитки.
Искусственный мрамор применяется для создания дизайна ландшафтов — вазонов, лавочек, дорожек, декоративных скульптур и фонтанов.
Состав и методики изготовления
Мраморный бетон делается из смеси, в которую входят: вяжущее вещество, заполнитель и вода.
В зависимости от выбранных веществ получается та или иная разновидность искусственного камня.
Литьевой метод
Мрамор из бетона своими руками делают литьем из каменной крошки, которая получается как производственные отходы кварцевого песка и дополнительных компонентов. Оттенки изделию придаются пигментными красителями, а смола из полиэфира дает составу единую структуру.
Характеристики, которыми обладает камень, сделанный литьевым методом:- невысокая теплопроводность;
- непористая плотная структура легко очищается от загрязнений;
- устойчивость к химически агрессивным веществам;
- материал хорошо обрабатывается, сверлится и режется без растрескиваний и осколков;
- готовые формы устойчивы к ударам и механическим нагрузкам;
- имеют хорошую звукоизоляцию.
Готовый раствор заливают в покрытую антиадгезионным составом емкость и ставят на виброплощадку для уменьшения пористости изделия и удаления лишних воздушных пузырьков.
Сушка материала занимает около 12 часов, затем его вынимают и придают нужную форму. Завершением обработки будет нанесение окрашенной полимерной смолы — гелькоута.
Гипсовый мрамор
Кроме бетона с мраморной крошкой, искусственный камень делают из строительного гипса.
- вода;
- смола полиэфирная;
- клеи столярные;
- красители и другие вспомогательные вещества.
С помощью дрели с насадкой перемешиваются гипс, вода, клеющие вещества, добавленные смолы и придающие цвет компоненты (гумилакс). При этом:
- Из белого пигмента получают белоснежный окрас.
- Пигмент оранжевого цвета, разбавленной спиртом, позволяет сделать различные бежевые оттенки.
- Анилиновая краска является источником черного цвета.
После того как смесь будет залита в форму, нужно выждать 10 часов при комнатной температуре для сушки. Чтобы придать окончательный вид искусственному камню, понадобится силикатный калий для обработки, дополнительное высушивание и полировка.
Изделия из гипса получаются легкими, но хрупкими. Чаще всего их используют для декоративных целей при отсутствии нагрузок.
На основе бетона
Чтобы получить мрамор из бетона, по технологии понадобятся:
- миксер;
- емкость для замешивания раствора;
- армирующая проволока, сетка;
- пленка;
- формы;
- вода;
- подходящие красители;
- песок;
- пластификатор;
- портландцемент М400 или М500.
Цемент и песок, предварительно просеянный, мешают. От вида конечного изделия зависят пропорции, которые могут быть разными. Добавляют смесь, воду и 1-2% (от веса цемента) пластификатора, перемешивают, отстаивают 15 минут и вновь перемешивают.
Чтобы получить материал подходящих цветов, добавляют красящие пигменты:- коричневый и светло-желтый оттенки искусственному камню придает охра в зависимости от количества добавки;
- зеленый цвет даст 3-5% оксида хрома;
- оранжевый или красный оттенок получают с помощью сурика;
- белые прожилки и разводы, а также белый камень делают с помощью 2-4% оксида титана.
Хорошо перемешанную готовую смесь вливают в форму, предварительно обработанную антиадгезионными веществами. Для крупных изделий применяют армирование.
Изготовленный таким образом камень застывает 7-12 дней, после чего шлифуется и покрывается смолой.
Инструменты и материалы
Чтобы сделать из бетона мрамор, понадобятся следующие стройматериалы и оборудование:
- миксер или дрель с насадкой;
- в качестве наполнителя используется керамическая или мраморная крошка, галька, мелкий гравий;
- пленка полиэтиленовая;
- нерастворимые в воде пигменты для бетона, например масляная краска;
- очищенный песок мелкой фракции;
- вода;
- повышающий прочность бетона пластификатор;
- полиуретановая матрица или пластиковое форма;
- цемент.
Чтобы придать заформованным изделиям нужную плотность, лучше использовать вибрационную площадку или вибростол. Если механизировать процесс уплотнения возможности нет, тогда применяют ручную трамбовку.
Пошаговая инструкция
Перед тем как сделать мрамор из бетона, все составляющие должны быть приготовлены, потому что процесс не может быть прерван.
Для изготовления искусственного камня технологические операции выполняют в следующей последовательности:
- В чистую емкость добавляют и равномерно смешивают 1 часть цемента и 2 части мелкофракционного песка.
- Засыпают заполнитель — цветные камушки или кусочки мрамора.
- Чтобы добиться от мраморного композита нужной цветовой гаммы, добавляют красящий пигмент. Чаще всего натуральные оттенки получают, если содержание окрашивающего пигмента в объеме рабочей смеси — около 1%.
- После внесения добавок производится новое перемешивание. Пятнистые включения и имитация прожилок обеспечивают полную идентичность искусственного камня с натуральным.
- Емкость с получившейся смесью размещают на вибростоле или площадке и запускают оборудование для уплотнения структуры.
Требуется от 10 до 15 минут интенсивного встряхивания, чтобы получить рабочий состав без лишних воздушных включений.
Затем:
- В воде разводят пластификатор (от массы цемента — 1%). Жидкость берут из расчета 75% цемента. Воду и пластифицирующие добавки помещают в сухую массу и перемешивают.
- Предварительно очищенные полиуретановые формы заливают полученным раствором. При необходимости производится армирование предварительно разрезанной по размеру проволокой.
После завершения разлива раствора формы накрывают пленкой из полиэтилена и оставляют на 10-15 дней.
Цвет
Для придания нужного цвета искусственному мрамору из бетона красящий пигмент нужно добавлять в готовый раствор. Состав должен получиться неоднородным, чтобы напоминать натуральный минерал. Для этого не следует перемешивать слишком тщательно раствор.
Для изготовления литых объектов с необычным рисунком используют краски нескольких цветов. В процессе замешивания получают пятна, точки, извилины, разводы и изгибы разных форм, которые придают продукту оригинальность, ограниченную лишь фантазией автора.
Общее количество пигмента чаще всего не превышает 1% массы сухой смеси. После введения красителя раствор встряхивают с помощью вибростола или вручную.
Вода
По отношению к сухой составляющей материала воду рассчитывают 1:2. Для начала заливают 80% жидкости и хорошо перемешивают. Чтобы увеличить прочность создаваемых элементов, в раствор засыпают не менее 1% пластификатора C3.
После последующего перемешивания и отдыха в течение нескольких минут готовый материал станет вязким и пластичным. На завершающем этапе распределяют по всему составу оставшиеся 20% воды.
Форма
Формовка нужна для придания заранее подготовленного вида будущим изделиям.
Для искусственного камня можно формы брать готовые или делать их самостоятельно, например, используя пластиковые панели.
Внутреннюю поверхность емкости для формовки заливкой раствора тщательно вымывают, подогревают до комнатной температуры. При первом использовании по всей поверхности формы распределяют чистой тряпкой предварительно нанесенный пульверизатором и кистью антиадгезионный состав. Высушивают минимум 5 минут.
После того, как изделие высохнет и наберет прочность, его окончательно обрабатывают, делают нужные обрезки и отверстия. Для дополнительного окрашивания и закрывания имеющихся пор, а также чтобы защитить от повреждений получившуюся поверхность, применяют гелькоут.
Полимерную смолу наносят в несколько слоев пульверизатором или кистью. Для ее высыхания понадобится 2-3 часа.
1beton.info
Искусственный мрамор своими руками технология изготовления
Широкую популярность в последнее время получило применение камня в качестве отделочного материала. Но не всегда строительные материалы такие как, например мрамор или натуральный гранит нам по карману (цены кусаются). Но ведь зачем платить больше, да к тому, же тратить свои нервы и время при выборе, когда есть вариант создать искусственный мрамор своими руками в домашних условиях?
Искусственный мрамор уже давно применяют для изготовления таких изделий как раковины, подоконники, барыне стойки, столешницы и многое другое. Огромный плюс данного материала заключается в том, что с ним очень легко работать, чем и объясняется такое широкое применение в отделке мрамора. Все что нам необходимо перед тем как сделать искусственный мрамор своими руками — это приготовить форму для отливки детали.
Искусственный мрамор — это простое соединение акриловой смолы с минеральным наполнителем. Этот материал по твердости легко сравним с натуральным камнем, и он очень простой в обработке, может принять абсолютно любую форму. Так же достаточно большим плюсом искусственного камня от натурального является теплота, он на ощупь теплый и приятный. Кстати, по стойкости к износу искусственный материал ничем не уступает натуральному.
Основные составляющие искусственного продукта
В основе искусственного мрамора заложены полиэфирные смолы. Они и являются основным элементом прочности этого уникального материала. Еще в состав входят наполнители и цветовые пигменты (красители). При правильном смешивание красителей мы получаем на материале так званый эффект мрамора (имитированные прожилки, разводы, пятна). Так же в ходе производства искусственного мрамора можно добиться любой окраски материала.
Уникальности искусственного мрамора:
- Пожаробезопасный материал, не горюч, не токсичен, не проводит напряжение. И это объясняет его широкое применение в сфере электрооборудования, для отделки печей, духовок, радиаторов отопления.
- Искусственный камень совсем не реагирует на химические элементы, что используют в бытовой химии (щелочам, растворителям, кислотам), поэтому широко применяется для столешниц на кухне. Так же искусственный материал стоек к бензину и ацетону.
- Технология изготовления материала позволяет добиться хорошей удароустойчивости для выдерживания всевозможных ударов. Конечно в пределах разумного.
- Не гниет, не расслаивается, легко чистятся обычными моющими средствами или водой. Всевозможные пятна, от самых стойких продуктов легко удаляются и не оставляют следов. Даже когда Вы случайно оставите непогашенную сигарету на столешнице, то на ней не останется никаких следов. Поэтому часто мрамор используют для изготовления именно кухонных столешниц.
- Относиться к экологично-чистым видам материалов. Не выделяет токсичных ядов даже при нагревании, поэтому на столешницу с такого материла можно с чистой душой ставить горячие кастрюли.
Все эти уникальности обеспечивают данному продукту широчайший круг применений в любой сфере деятельности.
Искусственный мрамор технология изготовления
Прежде всего, для изготовления искусственного мрамора своими руками выделите отдельное помещение, так как способ изготовления подразумевает работу с химическими веществами. Выберите место там где по больше пространства, для размещения форм, что бы не чувствовать себя загнанным в угол, а чувствовали себя свободно.
1. Перед тем как приступить непосредственно к технологии изготовления продукта проверьте список всех составляющих для изготовления мрамора: матрица из полиуретана для готового изделия, две части песка (речного). Одна часть цемента, воды 0,2 части, краситель (с расчетом примерно один процент от части цемента), галька для наполнения, пластификатор (рассчитывается, как и краситель, один процент от веса цемента), смеситель и пленка (целлофановая).
2. Сначала изготавливают формы для будущего изделия. Они не должны быть загрязненными или мокрыми. Так же заранее надо будет приготовить смесь для изготовления, для этого берем и смешиваем цемент, песок и гальку. Перемешиваем до тех пор, пока вся эта сухая масса не станет однородной, пока все не приобретет один цвет, после тщательного перемешивания добавляем красители, благодаря чему искусственный мрамор и становиться похож на натуральный мраморный камень, появляются прожилки, пятна и разводы.
В этом случае имеет смысл цитата: «чем хуже, тем лучше», от неравномерности размещения красителя в массе и зависит естество искусственного мрамора и более высокая схожесть с натуральным.
3. Наступает момент добавить воды в эту сыпучую массу, добавляем порядка 0.8 % плюс пластификатор и тщательно мешаем. Через некоторое время перемешивания смесь приобретает пластичность, именно тогда следует вылить всю остальную воду, приготовленную для изготовления продукта. Теперь берем смеситель и все это тщательно перемешиваем, именно этому моменту нужно уделить особое внимания, поскольку именно от однородности этой массы завесит качество мрамора.
4. Приготовленную смесь в домашних условиях помещаем в заранее приготовленную форму детали, при помещении смеси нужно стараться запихнуть в форму как можно больше эластичной массы выгоняя оттуда воздух. Чтобы пористость изделия была как возможно ниже и не появлялись раковины после извлечения с форм прямо на поверхности изделия, в большой промышленности для этого используют специальные виброплощадки.
Положили на площадку форму со смесью, и при помощи вибрации смесь утрамбовывается, придавая продукту высокую прочность и долгий срок службы. В домашнем производстве тоже при наполнении формы смесью своими руками необходимо придавать ей вибрации, только тогда продукт приобретет высокое качество и желаемый внешний вид.
5. После правильного наполнения все лишнее удаляем с краев формы шпателем и накрываем ее толстой целлофановой пленкой. Приготовленному изделию дают время для полного затвердения, это происходит в течении десяти — двенадцати часов. После затвердения аккуратно убирают пленку из изделия и извлекают его с формы.
6. Приготовленные мрамора по такой технологии плиты можно использовать для разнообразной отделки помещения, так же можно немного постараться и доработать продукт, придавая ему нужную форму. Полуденный материал обладает низкой пористостью, поэтому он стоек к различного рода обработке и внешним воздействиям.
vseprostroiku.ru
Искусственный мрамор из бетона или из гипса своими руками.
Искусственный мрамор – это облицовочные изделия, имитирующие природные камни. Производят его на основе трех, всем хорошо известных, материалов: бетона, гипса и синтетических смол. К ним добавляются затвердители, наполнители, пластифицирующие добавки и красители, которые играют главную декоративную роль в создании искусственного камня под мрамор.
Особые способы смешивания пигментов разных цветов дают возможность получать на поверхности камней характерные пятнышки, прожилки и разводы, напоминающие структуру природного мрамора. Материал получает такие свойства, которые позволяют использовать его максимально широко.
Так, ненатуральный мрамор применяют при отделочных работах внутри помещений и снаружи зданий различного назначения. Из имитации камня на основе полимеров можно изготовить столешницу, подоконник, барную стойку, элементы декора. Искусственные камни применяют в производстве сантехнических приборов. Им отделывают камины, лестницы, малые архитектурные формы и многое другое. Трудно найти сферу отделочных работ, где бы нельзя было применить имитацию мрамора.
Как изготовить имитацию мрамора
Процесс добычи натурального мрамора сложный и дорогостоящий, да и его месторождения встречаются не на каждом шагу. Зато его искусственный аналог можно изготовить самостоятельно, в домашних условиях. Проще всего имитация камня делается из бетона или гипса. Для этого нужно заготовить набор компонентов и формы для литья, которые сейчас продаются в любом строительном магазине. Они многоразовые и изготовлены из силикона или полиуретана. Чтобы сделать искусственный мрамор своими руками из бетона, следует приготовить:
- цемент М500 или 400, лучше белый – он не исказит цвета пигментов;
- мелкозернистый кварцевый песок;
- каменную крошку различных фракций или гальку;
- пластификатор;
- воду;
- пигменты — желательно использовать не растворимые в воде, отлично подходят масляные краски;
- бак для приготовления смеси;
- строительный миксер или дрель с соответствующей насадкой;
- оснастку заводского изготовления или можно использовать самодельную из деревянных реек со стеклянным днищем.
Еще обязательно понадобится полиэтиленовая пленка для создания лучших условий твердения готовых изделий, шлифмашинка для окончательной обработки плиток, малярные кисточки.
Мрамор из бетона
Технология мрамора из бетона включает в себя следующие процессы:
- Подготовка помещения включает создание условий для хранения сырьевых материалов и запаса воды, обеспечения ровной поверхности для размещения форм, а также устройство стеллажей для складирования готовой продукции.
- Приготовление раствора выполняется в определенном порядке. Сначала смешивают сухие компоненты в соотношении: 2 части песка на 1 часть цемента. Количество наполнителей в виде каменной крошки и гальки определяется методом индивидуального подбора, в зависимости от желаемого результата. Затем добавляют красители, примерно один процент от общего веса раствора. Состав аккуратно перемешивают, стараясь сохранить неравномерность распределения краски. Теперь постепенно начинают вливать воду, сначала с пластификатором, затем чистую до достижения нужной пластичности.
- Формы, выставленные на ровную поверхность, изнутри обрабатывают смазкой. Иногда для создания более прочной лицевой поверхности искусственного мрамора из бетона используют покрытие из гелькоута. Однако этот материал требует определенного опыта работы с ним, поэтому пользоваться им следует с осторожностью и, тщательно изучив инструкцию по применению,
- Оснастку следует заполнять раствором постепенно, хорошо уплотняя его. Хорошо если есть приспособления с вибраторами – стол, площадка или линейка. Плотность укладываемой смеси должна получиться однородной и равномерной, чтобы мрамор из бетона в домашних условиях получился максимально схожим с натуральным камнем.
- Если требуется придать готовым плитам особую прочность, то выполняется армирование сетками из проволоки. При их укладке нужно следить за тем, чтобы соблюдался защитный слой и арматура не выходила на поверхность изделий.
- После заливки излишки раствора надо удалить мастерком, металлической линейкой, либо другим способом, поверхность разровнять. Чтобы бетон под мрамор твердел равномерно и постепенно, формы надо укрыть полиэтиленовой пленкой и оставить в покое не менее, чем на сутки. В зависимости от температурно – влажностных условий процесс твердения может затянуться на больший срок.
Затвердевшие плитки освобождают из форм и укладывают на стеллажи в хорошо проветриваемом помещении. В завершающей стадии изготовления мрамора из бетона своими руками выполняется шлифовка плит шлифовальной машинкой и окончательная полировка мягкими материалами с использованием специальных средств.
Мрамор из гипса
Для получения имитации природного камня в домашних условиях, часто используют гипс. Процесс низкобюджетный и вполне доступный. Зависимо от конфигурации оснастки можно получать плоские плиты, рельефные изделия, а также элементы декора с различной фактурой. Изготовление искусственного мрамора с гипсовой составляющей предполагает использование гипса не в чистом виде, а с добавками. Основной из них является столярный клей, также применяются вещества, несколько замедляющие сроки схватывания.
Сначала в заранее приготовленную емкость заливают воду, затем в нее засыпают гипс, жидкий столярный клей. Соотношение компонентов: на одну часть гипса добавляют 3/4 части каменной муки и столько же клеевого раствора. Тщательно размешивают до получения однородности, а далее добавляют красители. Пигменты смешивать с основным составом надо таким образом, чтобы образовывались желаемые разводы, прожилки и искусственный мрамор гипсовый получился, как натуральный. Масса должна быть жидкой и свободно распределяться по формам. Гипсовый состав застывает довольно быстро, примерно за восемь – десять часов. По истечении этого промежутка времени, изделие вынимают из формы и обрабатывают кремнекислым калием для придания лицевой поверхности большей стойкости к влаге. Состав можно наносить малярной кистью или погружением изделия в ванночку с раствором.
После просушки искусственный мрамор из гипса необходимо отполировать фетром или войлоком с использованием воска и цветной политуры (при необходимости). В качестве таковой используют гумилакс белый или цветной.
stroikadialog.ru
штукатурка, как искусство • Сайт об оселковом мраморе и не только
Оселковый искусственный мрамор – такое название получил в России вид отделки в внутри помещений, родившийся, возможно, из итальянской техники скальола (scagliola – англ., scaglia – ит.), расцвет которой приходится в Италии на конец XVI – начало XVII веков. Применение получила только та часть техники, которая касалась облицовки поверхностей, другие направления скальола в России не распространились.
Немного об истории оселкового мрамора
Впервые оселковый мрамор появился в России во времена Петра I. Позднее, в частности, благодаря творчеству Джакомо Кваренги (1744-1817), В. И. Баженова (1738-1799), Чарльза Камерона (1745-1812), Бартоломео Франческо Растрелли (1700-1771), В. П. Стасова (1769-1848), Огюста Монферрана (1786-1858), К. И. Росси (1775-1849), отделка оселковым искусственным мрамором получила широкое распространение в интерьерах дворянских усадеб, дворцов и церквей.
- “Новый кабинет” Императора Павла I.
Название «оселковый», техника приобрела благодаря, применяемому при отделке поверхности «оселку» – каменному бруску, который обладает абразивными свойствами и издревле использовался на Руси для шлифовки, заточки и правки инструментов (бритв, ножей, кос, железок рубанков и т.п.). Оселок не принадлежит какой-то конкретной горной породе, данное название относится к разным, содержащим мелкие зерна кварца, породам. Чаще всего в качестве оселка использовали песчаник, подбираемый на берегах рек, поэтому оселок называют еще “водным камнем”.
Что же такое оселковый мрамор с точки зрения технологии? Если вы зададите этот вопрос архитектору или технологу-реставратору, то они вам сразу же скажут, что оселковый мрамор – это вид декоративной штукатурной отделки в интерьерах, имитирующей отделку натуральным мрамором и выполняемый составами на основе гипса, животных клеев и сухих красящих пигментов. Если вы поговорите со специалистами еще пять минут, то они вам откроют “страшную тайну”, что технологии оселкового мрамора давно и полностью утрачены. Об утрате технологии сообщают многие печатные и интернет-источники, особенно зарубежные. Однако, это не мешает мастерам успешно выполнять работы из оселкового мрамора. Давайте попробуем разобраться – есть ли здесь противоречие.
Изначально техника скальолы применялась не массово, а уникальными мастерами, добивавшимися поразительных результатов по красоте и прочности материала, благодаря экспериментам, многочисленным пробам различных рецептур. Естественно, что художник хочет, чтобы его творение было неповторимым, поэтому каждый мастер старался изобрести свою личную технологию и рецептуру. В состав для оселкового мрамора добавлялись всевозможные компоненты – мел, сахар, виноградный сок, лимонная кислота и многое-многое другое. Специалисты говорят, что в России XVIII века было известно порядка трехсот технологических вариаций, а применялось не менее сотни, и поскольку, это были индивидуальные авторские методики, зачастую в условиях конкуренции, хранимые в строжайшем секрете, то многие из них и исчезали вместе с авторами. В этом смысле технологию можно считать утраченной – всего обилия подходов и рецептур не сохранилось. Однако, несмотря на огромное разнообразие различных составов для оселкового мрамора, базовая техника всегда неизменна – это нанесение на отделываемую поверхность состава из гипса, клеевого раствора, и сухих пигментов с последующей шлифовкой и полировкой, и даже без каких-либо хитрых добавок. Полученное при этом покрытие будет ничем иным, как оселковым мрамором, а какие при этом применять добавки и применялись ли – личное дело каждого мастера, как и 200-300 лет назад, поэтому утверждение об утрате технологии можно считать не совсем корректным.
- Двухсветный овальный зал Елагинского дворца в Санкт-Петербурге.
Технология, конечно же, существует и применяется, она будет существовать и далее, но, к сожалению, чисто теоретически. Искусство же изготовления оселкового мрамора, без сомнения, умирающее – такая отделка не вписывается в условия современного строительства из-за высокой себестоимости, трудозатратности и длительности технологического процесса. Оставшихся мастеров можно пересчитать по пальцам, а тех, кто придет им на смену – нет.
Тем не менее, пока еще случаются заказы на воссоздание оселкового мрамора или на его реставрацию на Памятниках Истории и Культуры, технология применяется. Сейчас мы ее рассмотрим подробно. Следует иметь ввиду, что оселковый мрамор имеет мало общего с отделкой, так называемой, «венецианской штукатуркой», а также с литьевым мрамором. Отличие, прежде всего, в конечном результате. Оселковый мрамор – имитация, но имитация красивая и благородная, часто по красоте и изысканности не уступающая природному камню, в отличии от многих современных материалов после применения которых поверхности и изделия смотрятся как дешевый пластик.
Основания для облицовки искусственным мрамором и их подготовка
До начала повсеместного применения цемента в строительстве в качестве вяжущего, т.е. до конца XIX века, облицовка оселковым мрамором производилась по кирпичным или деревянным поверхностям. Основными требования к основанию были прочность, устойчивость, отсутствие деформаций.
Поздние облицовки оселковым мрамором, которые активно применялись в отделке московского метро или, например, сталинских высоток, уже наносились на бетонные основания или штукатурный слой, выполненный из цементного или сложного (известково-цементного) раствора.
Отчасти, выполнение оснований на основе цемента было обосновано лучшими прочностными характеристиками, модой на цемент и признания его самым перспективным строительным материалом, однако одной из причин применения цемента было и то, что по мере роста темпов строительного производства, постепенно происходило снижение качества извести – основного типа вяжущего используемого на протяжении многовековой истории строительства. Технологически правильное производство извести с длительным сроком гашения и выдерживания в известковых ямах, не обеспечивало должной скорости строительного производства. Ускоренный же выпуск извести, промышленное производство извести-пушонки снижало качество извести как вяжущего, и необходимость “подкрепления ” известковых растворов цементом стала очевидной.
На фото: колонны, облицованные оселковым мрамором в здании Федеральной службы государственной статистики (“Росстат”), выполненные по проекту Ле Корбюзье. Основания колонн – бетон чрезвычайно высокой марки, который очень плохо обрабатывается даже современными алмазными инструментами.
Колонны здания “Росстата” на Мясницкой улице.Именно в период строительства московского метро и сталинских высоток утверждены официальные технологии производства оселкового искусственного мрамора. Надо сказать, что они не так уж и сильно отличаются от технологии XVIII-XIX веков, пожалуй, только применением новых материалов, которых не было в старину – металлических сеток для армирования и цемента в качестве добавки в известковый грунт.
Отделка оселковым мрамором деревянных конструкций
Деревянные основания под облицовку искусственным мрамором должны быть прочными. Перед нанесением мрамора по деревянной поверхности необходимо выполнить армирование. Для армирования традиционно использовалась деревянная дрань, так же, как и для штукатурных работ, позднее мастера стали использовать металлическую сетку типа “рабица”, окрашенную антикоррозийными составами или оцинкованную. Перед креплением драни или сетки деревянную конструкцию обивали войлоком для лучшей тепло- и звукоизоляции.
Крепление как металлической сетки, так и дранки должно обеспечивать отступ от основной конструкции не менее 1,5-2 см. При реставрации или изготовлении вновь оселкового мрамора по деревянным поверхностям, производится также антисептическая и биоцидная обработка древесины специальными составами, которые представлены на рынке в наше время в большом ассортименте.
Оселковый мрамор по кирпичным и бетонным основаниям
Кирпичные и бетонные основания перед облицовкой оселковым мрамором должны быть очищены от пыли, грязи, остатков штукатурки или старых покрасок, а также масляных и жировых пятен. Полезна также насечка поверхности для лучшего сцепления с грунтом, а также обработка поверхности акриловыми грунтовками для обеспыливания и укрепления поверхностного слоя конструкции, усиления адгезии к поверхности.
Оселковый мрамор – технология облицовки
Накладывание грунта
Состав грунта под облицовку оселковым мрамором:
Составляющие | Соотношение составляющих (в частях по весу) | ||
по кирпичу и бетону | по кирпичу и дереву | по дереву | |
Цемент | 1 | 1 | — |
Известь (тесто) | — | 1 | — |
Гипс | — | — | 1 |
Песок | 3-4 | 5 | 2 |
Вода | до необходимой густоты |
Грунт под облицовку оселковым мрамором наносят, как правило, двумя слоями. Толщина слоя (общая) должна быть не менее 15 мм.
Первый слой грунта называют обрызгом. Его делают жидким раствором с толщиной слоя не более 5 мм. После того, как этот слой схватится, наносят второй слой грунта из более густого раствора. Если в состав грунта входит цемент, то грунт смачивают 2-3 раза водой на следующий день после нанесения, во избежание слишком быстрого высыхания и появления трещин и отслоений. Смачивание поверхности производят ежедневно в течение недели и более.
Если грунт для мрамора при облицовке деревянных поверхностей на основе гипса, то смачивание поверхности не приводит к замедлению схватывания – таковы свойства гипса, поэтому для замедления схватывания гипсовую смесь затворяют водным клеевым раствором (2-2,5%), используя один из животных клеев (костный, мездровый, казеиновый, рыбный).
В цементные или сложные составы добавляли раньше для дополнительного армирования слоя обрызга овечью шерсть или волокна асбеста. В современных условиях весьма полезным будет добавление в раствор, применяемый для обрызга, стекловолоконной фибры (0,6-1 кг. на 1 куб. м. раствора).
Отклонения поверхности, покрытой грунтом, от вертикали или горизонтали более чем на 2% – не допускаются.
Необходимо обеспечить хорошее сцепление отделочного слоя оселкового мрамора с грунтом. Для этого поверхность грунта не затирается, а остается шероховатой и на ней процарапывается сетка глубиной 3-4 мм.
Нельзя наносить отделочный слой до полного высыхания слоя грунта. Грунт высыхает в течение одного месяца, а оптимальная температура воздуха при этом в помещении – 18-20 градусов. При более высокой скорости высыхания возможно появление трещин. Также полностью должны быть исключены сквозняки.
Обязательность строгого соблюдения этих технологических условий, является одной из причин низкой востребованности отделки оселковым мрамором на современных строительных объектах. Заказчики зачастую не могут допустить такие протяженные сроки, а соблюдение температурно-влажностного режима мало возможно в условиях динамичного строительства и постоянных перемещений рабочих и строительной техники по объекту.
Накладывание лицевого слоя гипсового оселкового мрамора
Щитовой и лопаточный – это два основных способа нанесения лицевого слоя мрамора из гипса поверх слоя грунта. В свою очередь щитовой способ может быть накладным или насыпным.
При любом способе нанесения выполняются следующие технологические операции:
· установка маяков на отделываемой поверхности;
· смешивание сухих компонентов;
· приготовление водного клеевого раствора;
· замешивание гипсового теста;
· накладывание гипсового теста.
Некоторые инструменты для работы с оселковым мрамором.Установка маяков (марок) на отделываемой поверхности
Сначала вся отделываемая поверхность расчерчивается на прямоугольники. Размеры этих прямоугольников, должны быть такими же, как и размеры щитов, которые будут использоваться в дальнейшем. Гипсовые марки устанавливаются в каждой точке пересечения четырех соседних прямоугольников. Эти марки удаляются впоследствии после укладки лицевого слоя отделки, а места их установки заделываются подобранным по цвету мраморным тестом.
Смешивание сухих компонентов
Для выполнения работ используется верстак длиной 2-3,5 м, шириной 1-1,5 м, удобной высоты. Верстак должен иметь гладкую поверхность и быть устойчивым к воздействию влаги, также быть достаточно устойчивым и прочным, поэтому мастера в качестве столешницы верстака часто используют цельную плиту из натурального мрамора или гранита, а также толстую ламинированную фанеру.
Прежде всего изготавливаются образцы. Размер образцов должен давать полное представление об окончательном виде лицевой поверхности – ее цвете, тоне, рисунке и степени полировки, поэтому может быть разным, однако в реставрации нормативами установлены размеры образцов – 25 х 25 см. и 40 х 50 см. На образцах проводится полный цикл всех операций вплоть до стадии полировки и вощения. Затем приступают к приготовлению смеси тех составов, которые были использованы при изготовлении выбранных образцов. В настоящее время образцы производятся, как правило, до начала работ или на стадии переговоров с заказчиком.
Смесь заготавливается сразу на весь объем работ из материалов одной закупочной партии. Основной материал – высокопрочный гипс. В настоящее время, как правило, используется гипс Г-16, произведенный в Самаре, также весьма положительно себя зарекомендовал гипс формовочный EUROGIPS Kartonpiyer турецкого производства. Качество этих гипсов достаточное для производства оселкового мрамора, важно чтобы гипс был свежим и сухим – у нас есть печальный опыт выполнения облицовки оселковым мрамором из замечательного самарского гипса, но пролежавшего пару месяцев зимой в металлическом контейнере. Результат плачевный. Необходимая тонкость помола этих гипсов соответствует, как правило, требованиям, предъявляемым к гипсу для оселкового мрамора, однако мастера привыкли контролировать степень помола всегда – иногда попадаются некачественные партии поставки. Тонкость помола должна соответствовать:
– через сито 64 отверстия на 1 кв. см проходит полностью;
– на сите в 900 отверстий на 1 кв. см. остаток должен быть не более 10%.
Также всегда определяется качество гипса по внешним признакам. Признаки хорошего качества гипса:
1. Затворяют небольшое количество гипса и делают отливку на стекло. Отливка высушивается, затвердевает, потом ее отделяют от стекла. Поверхность отливки, которая была в контакте со стеклом должна быть глянцевой и не рыхлой;
2. Партия гипса должна быть белого цвета, без посторонних включений и крупинок:
3. Затвердевший гипс ломается с характерным треском;
4. Гипсовая смесь через несколько минут после затворения водой становится теплой;
5. При отстаивании смеси после затворения гипса не наблюдается расслаивание смеси на гипс и воду.
Цвет, тон и рисунок искусственного мрамора получается благодаря применению сухих пигментов. Для получения мрамора определенного рисунка и цвета используют различные натуральные сухие пигменты: сажа, ультрамарин, различная охра, мумия, окись хрома, сурик железный и другие. В настоящее время также успешно применяются современные синтетические сухие пигменты, обладающие рядом достоинств – высокая светостойкость, существенно более богатая по сравнению с натуральными пигментами цветовая гамма. Пигменты добавляют в количестве 0,25-15% веса гипса, в зависимости от необходимого цвета и тона, добавление пигментов не должно влиять на прочность покрытия.
- Современные сухие пигменты.
Сухая смесь готовится так: гипс рассыпается на верстаке слоем толщиной 6-8 см, сверху через сито просеивают нужные пигменты. После этого смесь перемешивается, и при необходимости, дважды просеивается через сито 625 отверстий на один квадратный сантиметр и, если нужно, перетирается на ручной мельнице до получения однородного цвета.
Приготовление водного клеевого раствора
Для раствора используются качественные светлые клеи животного происхождения – костный, рыбный, мездровый, осетровый, казеиновый. Процентное содержание клея в водном растворе должно составлять 1-2,5%. Сухой клей замачивают на 12-16 часов в холодной воде, в таре, неподверженной окислению. После этого растворяют до окончательного состояния, при котором комки полностью исчезают. Для перемешивания пользуются деревянной лопаткой. Растворенный клей хранится недолго – не более двух дней.
- Приготовление гипсового теста.
Замешивание гипсового теста
Насыпной щитовой способ
Рассмотрим насыпной щитовой способ. Слоями толщиной от 0,5 до 5 см (зависит от рисунка) на верстак насыпают сухие гипсовые смеси нужных цветов. Сначала насыпается смесь основного цвета, затем смеси цвета прожилок, потом смеси переходных цветов.
Аналогичные слои рассыпаются поверх первых трех. Количество насыпанных слоев может быть от трех до двадцати пяти, толщиной (общей) до двадцати сантиметров, но толщина слоев при этом должна быть различной. Это необходимо для достижения естественности последующего рисунка.
Достаточно близко к верстаку вплотную один к другому раскладывают щиты размера примерно 80 на 120 см. Щиты могут быть из дерева, влагостойкой фанеры и других подходящих материалов. На щиты укладывают мешковину, размер которой должен быть несколько больше размера щитов. Для того, чтобы мешковина не мешала укладке, края ее подворачивают под щит. Количество щитов должно соответствовать площади одновременно покрываемой поверхности. Обычно кладут 10-12 щитов.
Для облицовки криволинейных поверхностей, например, круглых колонн, вместо щитов используются гибкие маты из планок. Планки соединяются ремнями или плотной тканью.
Насыпной способ применяется при желании получить усложненный рисунок. Смесь с верстака переносится на щиты. Для этого используют плоский совок. При этом раскладываемый слой должен поворачиваться в вертикальной плоскости по возможности на 90 градусов – это необходимо для формирования будущего рисунка. Слой смеси должен быть больше расчетной толщины мрамора в два раза и составлять толщину от 1,5 до 3 см. После разравнивания смеси на щитах и покрытия ее мешковиной (можно марлей), смесь поливают из лейки клеевым раствором до полного пропитывания смеси.
Накладной способ
Отличается от насыпного тем, что вместо сухих смесей на щиты кладут уже готовое гипсовое тесто.
Тесто приготавливается разных цветов, в необходимом соответствии утвержденному образцу. Его укладывают на шиты с мешковиной. Сначала укладывается тесто основного цвета покрытия, затем укладывают тесто, соответствующее рисунку мрамора (прожилки, включения). Лицевой поверхностью мрамора будет поверхность со стороны щита. Тесто выравнивается правилом по деревянным или алюминиевым рейкам, укрепленным по краям щита. Щиты нумеруются, для того чтобы укладывать мрамор на поверхность в определенном порядке по номерам.
Гипсовое тесто при накладном способе изготовления “оселка”.Таким способом можно получить мрамор тонкого рисунка. Можно усложнить рисунок вдавливая комья мраморного теста нужных цветов в уложенную на щитах массу. Также часто встречается оселковый мрамор, имеющий включения натуральных камней, в частности, природного гипса или оникса.
Нанесение гипсового теста на поверхность
Щитовой накладной способ нанесения мрамора
Подготовленный грунт обмазывается жидким гипсом толщиной слоя не более 2 мм. Тесто уже разложено на щитах. Рабочие прикладывают щит с гипсовым тестом, начиная снизу, упираясь низом щита, быстро и с усилием прижимают щит к поверхности, покрытой грунтом. После этого щит убирается, мешковина пока остается, через нее прохлопывают и выравнивают наложенное гипсовое тесто для того, чтобы обеспечить его максимальный контакт с грунтом и удаление воздушных пузырей, которые при необходимости убираются с помощью проколов. При укладке щитов нужно соблюдать шахматный порядок. Рисунок подправляется вручную, особенно по границам щитов.
Нанесение оселкового мрамора с помощью лопаток (лопаточный способ)
Перед накладкой грунт смазывается жидким гипсом с толщиной слоя не более двух миллиметров. Наверное, не имеет смысла подробно описывать траекторию движения руки мастера с зажатой в ней лопаткой для того, чтобы была понятна суть процесса нанесения гипса, которая заключается в том, что тесто определенным образом перекладывается с одной лопатки на другую с переворачиванием таким образом, чтобы при нанесении лопаткой на отделываемую поверхность получился нужный рисунок. Тесто основного цвета накладывается руками. Для того, чтобы получить мрамор с прожилками укладывают на верстаке несколько слоев теста толщиной (общей) порядка 20 см. Этот пласт режется на куски, которые набрасываются или накладываются, затем разравнивается. После накладки пространство между набросанными кусками, на которых наиболее выраженный рисунок, заполняют тестом основного цвета.
Очистка и острожка оселкового мрамора
Для очистки поверхности применяют цикли, а также царапки. Дожидаются схватывания теста, а спустя 2-3 часа производят очистку. Результатом очистки и острожки должно стать устранение мелких неровностей и проявление цвета мрамора.
Острожка оселкового мрамора.К острожке поверхности приступают на следующий день после очистки. Для этого используется инструмент под названием шерхебель. Сначала определяется толщина снимаемого слоя облицовки с целью доведения толщины покрытия до проектной, при этом нужно ориентироваться на установленные ранее марки и маяки, которые необходимо предварительно очистить. В труднодоступных местах, где нет возможности произвести острожку шерхебелем, используют стамески. В процессе снятия лишнего слоя мрамора поверхность периодически проверяют правилами, рейками, шаблонами. После доведения толщины покрытия до проектной, марки и маяки удаляются, а места их установки заделываются гипсовым тестом соответствующего цвета. После затвердения гипса в местах докомпоновок производят окончательную зачистку поверхности. Криволинейные поверхности зачищаются рубанками, железки рубанка используются самодельные, с соответствующим профилем.
После острожки поверхности можно приступать к окончательной отделке оселкового мрамора. Пожалуй, отделка – это самый важный этап всего технологического процесса, потому что в результате ее мрамор приобретает крайне привлекательный внешний вид, аналогичный виду натурального полированного мрамора, а иногда, благодаря бесшовности и необычной цветовой гамме, вид даже превосходящий по декоративности натуральный мрамор.
Отделка поверхности облицовки
Отделка оселкового мрамора заключается в многократном повторении циклов шлифования, полировки и шпаклевания увлажненной поверхности. Эта длительная и кропотливая работа, выполняемая только вручную при низком давлении на поверхность, приводит к постепенному уплотнению изначально мягкого материала – гипса, который в процессе приобретает прочность, сравнимую с прочностью мягких пород натуральных мраморов (прочность – 1,2 – 1,6 МПа и средняя плотность – 1100 – 1300 кг/м3).
Мы можем прекрасно разбираться в аэродинамике, знать о законах Бернулли, о том, что такое сопло Лаваля и число Маха, знать о том, как летают самолеты, и тем не менее, глядя на них, задаваться вопросом: «А как эта махина летает?» Из этой же серии тема постепенного упрочнения искусственного мрамора в результате его отделки. Вроде бы все понятно, но то, что под руками мастера гипс превращается в камень, принять сложно. Однако, по факту именно это и происходит.
- Отделка оселкового мрамора.
Грубое шлифование и шпаклевание оселкового мрамора
Первичное шлифование выполняется природными абразивами – печорой или пемзой. Для справки поясним, печора – это точильный камень, природного происхождения, который разрабатывался в России в XIX в. в районе Печоры – города в Республики Коми РФ, ну а, пемза – вулканическое стекло, имеющее пористую структуру.
Поверхность подверженную шлифованию периодически смачивают водой, шлифовку производят во всех направлениях при равномерном давлении на брусок. В процессе шлифовки, возникающую грязь постоянно убирают влажной губкой. Шлифование продолжается до исчезновения следов острожки и царапин. После завершения шлифования, поверхность мрамора промывают водой, губкой собирают всю влагу.
Высохшая поверхность затем шпаклюется. Шпаклевание необходимо для устранения мелких дефектов, заделки раковинок и каверн, мелких царапин. Для шпаклевания применяется гипсовое тесто нужного цвета, для затворения теста используется 5-6% клеевой раствор. Шпаклевочная масса наносится кистью. После того как она впитается, ее разравнивают, излишки шпаклевки снимают деревянным шпателем. Также шпатель используется для шпаклевания отдельных мест покрытия, или в последнее время, мастера успешно используют для этих целей ненужные пластиковые карточки. Важно – толщина шпаклевочного слоя должна быть по возможности минимальна.
Шпаклевание оселкового мрамора.Поверхность снова подвергается шлифованию через два-три дня. Только шлифование должно быть уже не грубое, а более тонкое. Если же поверхность еще не готова к более тонкому шлифованию – шпаклевка имеет толстый слой, наблюдаются заметные царапины и раковины, то повторяют шлифование грубыми абразивами (печора или пемза). Если же слой шпаклевки не толстый, то используют шифер (черный) №1.
Шифер – это природный материал, относящийся к сланцам. Сланец – натуральный камень, имеющий слоистую структуру, способный раскалываться на тонкие пластины. В старину пластины природного шифера использовали для устройства кровель. Кроме того, пластины шифера обладают явными абразивными свойствами. Современный искусственный кровельный материал – шифер (как правило, волнистый), имеет такое же название, как и шифер природный.
Всю последовательность отделки (шпаклевки и шлифовки) повторяют столько, сколько необходимо. Поверхность должна получится ровной и гладкой. После чего поверхность протирается, вся влага удаляется. Это можно делать губкой.
Тонкое шлифование поверхности оселкового мрамора
После завершения всех циклов грубого шлифования и шпаклевания поверхности и ее просыхания в течение двух-трех дней, наносится снова тонкий слой шпаклевки, который затем шлифуется плотным шифером №2 (серым), опять-таки при смачивании водой. Движения при шлифовке должны быть плавными, круговыми, пересекающимся, с равномерной силой нажатия. Поверхность периодически протирают губкой. Через 4-6 часов после окончания шлифования и просыхания поверхности, мрамор проклеивают 8-10% раствором клея, наносимого кистью до полного насыщения.
Через один-два дня влажную поверхность шлифуют шифером №2 (серый) и лощат оселком №1 (зеленый). Перед каждым шлифованием обязательно выполняется шпаклевание поверхности. Лощение проводится до появления «бархатистости» – некоторого специфического блеска. В результате всех этих операций получается плотная поверхность, без раковин, пор и царапин.
Полировка мрамора
После лощения, поверхность оселкового мрамора очередной раз покрывается раствором клея, пару дней она просушивается. Затем начинается полировка твердым оселком (черным), которая продолжается до появления матового блеска. Полировка производится по увлажненной поверхности, для того, чтобы она не нагревалась, нагревание поверхности – недопустимо. После полировки черным оселком, поверхность должна быть блестящей, если же наблюдаются пятна без блеска, то поверхность снова покрывают клеевым раствором и через 1-2 часа снова полируют. Весь цикл повторяется то тех пор, пока вся поверхность не приобретет равномерный блеск.
Еще одним интересным абразивным материалом, который применяется для полировки профилированных и труднодоступных поверхностей, является многолетнее травянистое растение – хвощ полевой. Хвощ обладает высокими абразивными свойствами, которые испокон веков использовали на Руси, например, для чистки металлической посуды.
Следует отметить, что помимо традиционных абразивных материалов – печоры, шифера, оселков, можно применять современные «губки» для полировки натурального камня, и даже влагостойкую шлифовальную шкурку, но почему-то эффект от их применения хуже. Также ни к чему не привели попытки механической обработки поверхности шлифмашинами – степень полировки существенно хуже, чем при полировке оселками, на стадии грубой шлифовки применять можно, но не имеет смысла, потому что грубая шлифовка – не самая значительная часть технологического процесса.
Вощение поверхности оселкового мрамора
Лощеной и просохшей в течение 6-8 дней поверхности, придается зеркальный блеск с помощью воско-канифольной мастики. Эта мастика очень часто применяется для различных реставрационных работ – при реставрации живописи, натурального камня. Профессиональные реставраторы считают воско-канифольную мастику одним из лучших материалов. Есть даже такие, которые для антикоррозийной защиты днища своих автомобилей используют только ее, не доверяя современным материалам. Воск, как известно обладает прекрасными консервирующими свойствами, придает визуальный блеск, однако, при этом восковое покрытие непрочное и имеет низкую температуру плавления. Добавление к воску канифоли как раз увеличивает прочность смеси и температуру плавления, то есть придает стойкость покрытию.
Состав воско-канифольной мастики:
Воск натуральный 1 часть по весу
Канифоль 0,3 части по весу
Скипидар живичный 2 части по весу
Воск натирается на крупной кухонной терке, канифоль измельчается в порошок, все это заливается скипидаром и подогревается на водяной бане при перемешивании до получения однородной массы. Мастику наносят на поверхность холщевой тряпкой, затем сразу растирают до блеска мягкой тканью – фетром или замшей.
Окончательное придание блеска, а также уход за поверхностью в процессе эксплуатации можно производить с помощью восковой пасты следующего состава:
Воск натуральный 1 часть по весу
Мыло хозяйственное (40%) 0,2-0,25 части по весу
Бензин до получения нужной консистенции
Прежде чем натирать мрамор этой пастой, необходимо протереть поверхность небольшим количеством растительного масла.
Поверхность оселкового мрамора после полировки и вощения.Заключение
На этом процесс облицовки оселковым мрамором заканчивается. Нужно сказать, что окончательную прочность мрамор набирает еще в течение примерно двух месяцев. Мы описали технологию изготовления новой облицовки – это то, что реставраторы называют “новоделом”. В последующих статьях мы расскажем о технологии реставрации оселкового мрамора – в настоящее время эта работа более востребована на многих Памятниках Истории и Культуры, а также уделим внимание упрощенному способу изготовления оселкового мрамора и, так называемому, утюжковому мрамору.
Как видно, процесс облицовки искусственным мрамором весьма трудоемкий и длительный, но результат того стоит. Нам не нравится слово «искусственный» в официальном строительном названии этого уникального вида облицовки, слово «искусственный» как бы подчеркивает ненатуральность, суррогат, а также не совсем правильно считать оселковый мрамор имитаций природного камня, потому что в течение веков, облицовка оселковым мрамором стала обособленным, не связанным, благодаря любой мыслимой цветовой гамме, с натуральным камнем видом высокохудожественной отделки. Российские государи, а также представители знаменитых российских фамилий – Юсуповы, Шереметьевы, Голицыны и другие, несмотря на то, что могли бы себе позволить покрытие стен и колонн, не то что натуральным камнем, но и чистым золотом, тем не менее хотели видеть в интерьерах своих дворцов именно оселковый мрамор.
xn—-8sbelvegmbldgxdc9n.xn--p1ai