Источник древесины рисунок – Ой!

Как сделать фактурную и рельефную доску под старину

Как сделать фактурную и рельефную доску под старину, фото № 1

Мой мастер-класс о том, как сделать фактурную и рельефную доску под старину.
Если Вы в городских условиях и у Вас под рукой нет подходищих досок, то я настоятельно рекомендую посетить любой большой строительный магазин и пробрести там мебельный щит толщиной 18 мм.
После того как Вы обливаясь потом допрете его до дома- отдохните!! Потому что попотеть еще придеться и довольно сильно. Уж поверьте…:))
После отдыха за дело!! размечаем доску и берем в руки соврешенно не женскии инструмен электро лобзик.
Выглядит это чудо примерно так:
Как сделать фактурную и рельефную доску под старину, фото № 2
Разметили, отпилили.:) Я это делаю в вольной форме и вообще виртуозно фигачу лобзиком. Соседи завидуют!

После того как лобзик сделал свое дело , приходит очередь стаместки и молоточка. Будем создавать рельеф.
Как сделать фактурную и рельефную доску под старину, фото № 3
На самом деле молоточком пользуюсь краине редко. Гораздо удобнее работать 2-мя руками. И быстрее и ловчее. Трудно. Тяжело. Даже для моих накаченных 18 кг ребенком рук. Но красота требует жертв. После этой процедуры прямиком в душ! Смывать буквально 7 потов:))
Помылись? а зря:))) Шлиф машинка уже скучать начала!! Не жадничайте для нее времени она сделает дощечки гладенькими:)
Как сделать фактурную и рельефную доску под старину, фото № 4

Руки уже почти отваливаются, но теперь пришло время для наждачной губки:))
не унывать !! бодрее !! веселее!!
Как сделать фактурную и рельефную доску под старину, фото № 5
Еще немного.. еще чуть чуть… и ура.. пришло время релакса.
Морилочкой начинаем тонировать дощечки. Морилку лучше нанаосить тряпочкои или губкои втирая. Кисть оставляет следы не красивые- запомни это друг!!
Как сделать фактурную и рельефную доску под старину, фото № 6

Пока морилочка впитывается, а дощечки сохнут можно заняться чем-нибудь полезным. Например подумать чем еще обработать доски после того как они высохнут и потеряют свои блеск.
Я знаю 2 способа. 1. лак 2. Воск.
Я лично вощу доски, делается это очень просто: Натираем воском дощечку и ксочком войлока втираем воск до блеска. Получается нстоящий натурель:)
Как сделать фактурную и рельефную доску под старину, фото № 7
Ну вот собстенно все высохло, все уже натерто и перетерто)) Пора подумать о креплении .
Я использую латунную рамочную фурнитуру. Дороговато, но выглядит очень пристойно.
За ней тоже в строительный гипермаркет:)
Как сделать фактурную и рельефную доску под старину, фото № 8
Тюк, тюк, тюк!
Помоему симпотично:)
Как сделать фактурную и рельефную доску под старину, фото № 9
И еще тюк..тюк..тюк… Вот сколько натюкала:)
Как сделать фактурную и рельефную доску под старину, фото № 10

Крысота!! Сама себе завидую:)
Но вот собственно и все:) теперь надо красиво керамику на них разместить и гелем моментом приклеить! Только те места куда клеем еще наждачкой от воска зачистить не забыть:)
Вот такой он легкий женский труд:)))

www.livemaster.ru

12.1 Изучение строения древесины. Работа с каталогами образцов древесины

Растущее дерево состоит из кроны, ствола и корней. Каждая из частей имеет различное применение. Древе­сину, используемую в качестве строительного материала, дает ствол. Строение древесины, видимое невооруженным глазом или при незначительном увеличении, называют макроструктурой, видимое только при значительном уве­личении (в микроскоп) — микроструктурой.

Выделяют две группы древесных пород, встречающиеся в лесах: хвойные и лиственные.

Породу древесины определяют по макроструктуре и, что более точно по микроскопическим признакам. Для этого существуют специальные определители пород древесины.

При изучении микроскопического строения хвойной породы на тонких срезах с торцевого и тангенциального разрезов отмечают ранние и поздние трахеиды, вертикальные и горизонтальные сердцевинные лучи на тангенциальном разрезе, смоляные ходы. На тонком срезе с радиального разреза отмечают трахеиды, пор на их оболочках, сердцевинные лучи. Наиболее распространенные хвойные породы сосна, ель, лиственница, пихта, кедр.

Соснаядровая порода, мягкая и прочная, легко обрабатывается.

Ельотличается спелой древесиной менее смолистой и более легкой, чем у сосны. По совокупности свойств ель уступает сосне. Обработка ели затруднена вследствие наличия боль­шого количества твердых сучков.

Рисунок 12.1 Строение древесины: кора; 2- луб; 3- камбий; 4-заболонь; 5- ядро; 6- сердцевина

Лиственницаимеет древесину весь­ма плотную, твердую и прочную, ме­нее подверженную гниению, чем у сосны и ели. Материалы из этой породы с успехом применяют в гидротехническом и других специальных видах строительства.

Древесина пихты во многом анало­гична древесине ели, но у нее нет смоляных ходов. Материалы из пихты сравнительно легко загнивают, поэтому их не применяют во влажных усло­виях эксплуатации.

Кедрхарактеризуется легкой и мягкой древесиной, прочностные ха­рактеристики которой уступают сосне.

Дуботличается плотной, прочной и твердой древесиной, которую применя­ют при строительстве гидротехничес­ких сооружений, мостов, изготовлении паркета, столярных изделий, фанеры.

Ясеньимеет весьма плотную, гиб­кую, но менее прочную, чем у ду­ба, древесину, используемую при столярно-отделочных работах, произ­водстве мебели.

Березахарактеризуется плотной заболонной древесиной, сравнительно легко загнивает при повышенной влаж­ности и отсутствии тока воздуха. Из древесины березы производят фанеру, столярные изделия, отделочные мате­риалы.

Букимеет тяжелую твердую древе­сину, которая легко раскалывается, склонна к загниванию. Из нее получают фанеру и паркет.

Макроскопическое строение древесины изучают с целью распознавания породы древесины, при этом оце­нивают цвет и поверхность коры, определяют наличие и вид ядра и заболони, степень видимости годичных слоев и их очертание, различие между ранней и поздней дре­весиной, наличие прожилок, размеры и распределение со­судов, величину и число вертикальных смоляных ходов, а также текстуру, блеск древесины и пр.

Обычно ствол дерева рассматривают на трех основ­ных разрезах: поперечном (торцевом), радиальном про­дольном (по диаметру или радиусу) и тангентальном продольном (по хорде) (Рисунок 12.1).

При рассмотрении поперечного разреза ствола дерева невооруженным глазом или с помощью лупы можно обнаружить следующие основные его части: кору, камбий, заболонь, ядро и сердцевину.

Кора защищает дерево от механических воздействий, она состоит из двух слоев — наружного (корки) и внут­реннего (луба). По лубяному слою в растущем дереве движутся питательные вещества. Камбий находится меж­ду древесиной и корой; он состоит из живых клеток и име­ет важное значение в процессе роста дерева. Слой кам­бия откладывает в сторону луба лубяные клетки, а к центру — клетки древесины, причем количество откладываемых клеток древесины больше, чем число клеток луба.

Древесина состоит из ряда концентрических слоев, называемых годичными кольцами, которые светлее к по­верхности ствола и темнее у центра. Светлая часть дре­весины называется заболонью, а темная — ядром. За­болонь состоит из молодых живых клеток. В растущем дереве по заболони движется влага с растворенными минеральными веществами.

Ядро состоит из мерт­вых клеток и не принимает участия в физиологических процессах, но обеспечивает прочность стволу дерева. В зависимости от наличия ядра и заболони древесные по­роды делят на ядровые (сосна, дуб, лиственница, кедр) и заболонные, не имеющие ядра (береза, осина, ольха, липа). Древесные породы, имеющие в поперечном сече­нии одинаковую окраску и содержащие различное коли­чество влаги в центральной и периферической частях, называют спело древесными породами (ель, бук, пихта). Сердцевина представляет собой слабую ткань первичного образования, которая легко загнивает.

При изучении микроскопического строения древесины сосны (Рисунок 12.2) в поперечном разрезе обращают внимание на гра­ницу между годичными слоями, на ранние и поздние трахеиды, сердцевинные лучи и вертикальные смоляные хо­ды. На разрезе трахеиды, которые занимают значитель­ную часть древесины, имеют вид клеток квадратной или прямоугольной формы, расположенных радиальными ря­дами. В пределах годичного слоя различают ранние {образующиеся весной и в начале лета) и поздние (об­разующиеся в конце лета и осенью) трахеиды. Ранние трахеиды — с тонкими стенками и широкой полостью — проводящие клетки. Поздние трахеиды — с толстыми стенками и малой полостью — механические ткани. Серд­цевинные лучи направлены поперек годичных слоев и имеют вид узких радиальных полосок. Вертикальные смоляные ходы представляют собой каналы, направлен­ные вдоль трахеиды.

Рисунок 12.2 Схема микро­скопического строения древесины сосны:вертикальный смо­ляной ход; 2- годичный слой; 3- мпогорядный луч; 4 — поры; 5 — серд­цевинные лучи; 6 — ран­ние трахеиды.

В радиальном разрезе сосны трахеиды имеют вид длинных волокон, на стенках которых хорошо видны окаймленные поры в виде концентрических окружностей.

Узкие сердцевинные лучи видны хорошо; они длинными полосами пересекают трахеиды.

На тангентальном разрезе сосны трахеиды— длин­ные волокна преимущественно с гладкими стенками. Сердцевинные лучи имеют вид вертикальных цепочек и по высоте луча состоят из нескольких рядов клеток. Па­раллельно трахеидам проходят вертикальные смоляные ходы. Хорошо заметны горизонтальные смоляные ходы; они идут только по сердцевинным лучам и на тангентальном срезе представлены поперечным сечением.

При изучении микроскопического строения древесины породы необходимо в журнале для лабораторных работ сделать соответствующие зарисовки строения дре­весины.

studfile.net

Роспись по дереву — виды росписи и пошаговый мастер-класс

Сегодня мы расскажем об одном из самых старинных видов художественного искусства – росписи по дереву. Затейливые узоры, рисунки, герои и сцены из литературных произведений на дощечках, подносах, шкатулках и вазах и сегодня прекрасно смотрятся в интерьере любых помещений.

Роспись по дереву — декоративно-прикладное искусство, имеющее многовековою историю. Художественная роспись по дереву велась яркими красками. Расписные сувениры передавались из поколения в поколение и ценились подрастающей молодежью. Сегодня роспись по дереву широко применяется в области мебельного производства, посуды, игрушек, музыкальных инструментов.

Роспись по дереву. Сувенир своими руками.

Виды росписи по дереву

Существует очень много видов росписи по дереву, разных традиционных техник и школ. В одной только хохломской росписи есть несколько подвидов, в зависимости от типа используемого орнамента!

Сегодня мы рассмотрим три самых популярных росписи — хохломская, мезенская и городецкая, поскольку именно они являются самыми популярными и широко известными. На важно помнить, что кроме них есть множество других, не менее замечательных видов росписи: например, волховская, борецкая, владимирская и др.

1. Хохлома.

Этот вид росписи является старинным русским промыслом, зародившимся в окрестностях Нижнего Новгорода около XVII века.

Роспись по дереву. Сувенир своими руками.

Деревянная посуда всегда была в почёте на Руси, но необработанная древесина впитывает влагу и быстро загрязняется. Во избежании этого посуду стали покрывать варёным льняным маслом — олифой, которая покрывала поверхность деревянного предмета непроницаемой плёнкой.

Отличительной чертой техники является придание изделию золотистого блеска без использования золота.

Хохлома берёт свой принцип золочения без золота из старинных иконописных техник: в целях экономии фон иконы закрашивали серебром (а позже более дешёвым оловом или алюминием), наносили изображения святых, а затем покрывали льняным маслом в несколько слоёв в отдельной просушкой в печи каждого слоя. Под воздействием температуры пленка олифы приобретала золотой оттенок и серебряный фон, находящийся под ним тоже отливал золотым переливом.

Роспись по дереву. Сувенир своими руками.

Основные цвета в хохломе:

• красный;

• чёрный;

• золотой;

Дополнительные цвета: 

• зелёный;

• жёлтый;

Роспись по дереву. Сувенир своими руками.

Роспись в хохломе наносится от руки, без предварительной разметки. Традиционные элементы — сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки. Нередко встречаются птицы, рыбы и звери.

Различают два типа росписи: «верховую», когда по серебристому фону (который после обжига станет золотым!) наносят рисунок красным и чёрным цветом; и «под фон», когда сначала намечается контур орнамента, а потом фон заполняется чёрной краской, рисунок же остаётся золотым.

2. Городецкая роспись.

Эта роспись также появилась в Нижегородской губернии, но позже, чем хохлома — в XIX веке.

Роспись по дереву. Сувенир своими руками.

Сюжетные композиции в этой росписи гораздо более сложные, но мастера также наносили их без предварительной разметки. 

Городецкую роспись исполняли по яркому фону темперными красками.

Роспись по дереву. Сувенир своими руками.

Основной приём росписи — сначала на изделие наносится цвет фона, потом на него наносится «подмалёвок» — крупные цветовые пятна. После этого рисунок прорабатывается тонкой кистью, затем роспись заканчивает «разживка» — дополнительные тонкие штрихи и точки, нанесённые, как правило, белой краской, и подчеркивающие детали и контраст. Основные мотивы — цветочные композиции, сказочные и былинные сюжеты, городские сценки.

Роспись по дереву. Сувенир своими руками.

3. Мезенская роспись.

Старинный вид декорирования деревянной посуды и других предметов быта. Эта роспись представляет собой чисто орнаментальный декор.

Роспись по дереву. Сувенир своими руками.

Основная черта: дробный узор — звёзды, крестики, чёрточки, — выполненный в два цвета: чёрный и красный.

Основные мотивы геометрического орнамента — солярные диски, ромбы, кресты. Также в качестве орнамента используются схематичные изображениями животных: коней или оленей. Все изображения очень статичны и лишь благодаря многократному повтору возникает ощущение динамики.

Роспись по дереву. Сувенир своими руками.

Изделие расписывается по чистому негрунтованному дереву сначала красной охрой, а затем делается чёрная обводка.

Роспись по дереву. Сувенир своими руками.

Кстати, у нас на сайте вы можете посмотреть несколько мастер-классов по мезенской росписи и её стилизации!

Мастер-класс: «Комплект украшений своими руками. Мезенская роспись».

Мастер-класс: «Мезенская роспись одежды. Роспись по коже».

С чего начать и как делать роспись по дереву

Роспись по дереву акриловыми красками – это художественный процесс, в котором каждый мастер стремится найти свою изюминку и индивидуальность. Прежде чем пытаться сформировать индивидуальный стиль, стоит ознакомиться с существующими традиционными видами росписи. Перед тем, как переходить к росписи непосредственно по дереву, стоит сперва отточить на бумаги навыки владения кистью и рисование базовых элементов.

Роспись по дереву. Сувенир своими руками.

После этого необходимо научиться подготавливать деревянную поверхность к работе


Алгоритм росписи по дереву для начинающих:

1. Очистка древесины щеткой и шлифование дерева наждачной бумагой.

Роспись по дереву. Сувенир своими руками.

2. Покрытие грунтовкой. Иногда в качестве грунта может выступать краска, создающая основной цвет фона.

Роспись по дереву. Сувенир своими руками.

3. Нанесение рисунка кисточкой и красками.

Роспись по дереву. Сувенир своими руками.

4. Закрепление акриловым лаком.

Роспись по дереву. Сувенир своими руками.

Материалы для росписи

Основные материалы, которые потребуются для акриловой росписи по дереву, это:

• наждачная бумага для очистки поверхности дерева и для придания небольшой шероховатости. Делается это для того, чтобы рисунок наносился более точно и в дальнейшем был долговечным. Понадобится два вида наждачной бумаги: жёсткая и мягкая. Зачищается дерево вдоль волокон.

Роспись по дереву. Сувенир своими руками.

• защитный материал – морилка. В некоторых росписях принято наносить рисунок сразу на деревянную поверхность, но иногда цвет сырой необработанной древесины довольно невыразителен. В таких случаях, можно воспользоваться морилкой, которая придаст древесине какой-нибудь оттенок и подчеркнёт естественный рельеф и фактуру.

Роспись по дереву. Сувенир своими руками.

• грунтовку можно наносить кистью, но если область большая и широкая, то используют валик.

Роспись по дереву. Сувенир своими руками.

• для закрепления готовой росписи на декоративном предмете можно воспользоваться акриловым лаком. Однако, если изделие часто планируется использовать в быту (подставки под горячее, подносы), лучше воспользоваться специальными мебельными лаками.

Роспись по дереву. Сувенир своими руками.

Подходящие краски

После того как предмет для росписи подготовлен, наступает время художественной части работы. Многие задаются вопросом, какие краски для росписи по дереву лучше использовать. Обычно для того, чтобы получился стойкий и насыщенный цветом рисунок, берут акриловые или масляные краски. Их существенное различие лишь в том, что масляные краски дольше сохнут. Акриловые краски сохнут быстро, имеют яркие тона и по стойкости они превосходят масляные.

Отличным выбором для любой росписи станут специальные краски для росписи (так называемая акриловая темпера), которые отличаются мягкой консистенцией, пастозностью, высокой кроющей способностью и приятной матовой бархатистой поверхностью после высыхания.

Роспись по дереву. Сувенир своими руками.

Стоит отметить, что те, кто только начинают постигать азы народной росписи по дереву, могут для оттачивания навыков использовать обычную художественную гуашь.

Кисти для росписи по дереву

Лучшими кисточками для росписи по дереву считаются мягкие кисти природного происхождения. Особо ценятся беличьи, колонковые, реже – соболиные. Однако, для акриловых красок прекрасно подойдут и синтетические кисти.

Перед процессом важно определиться с подходящими размерами для кисточек, которые обозначаются цифрами. Для новичков советуют брать одну большую, две средние и одну тонкую малую кисть.

Важно помнить, что все старинные промысловые росписи зарождались в крестьянском сословии, в руках людей, которым плуг и молот был гораздо привычнее, чем кисть. А если смогли они, сможете и вы! В традиционных росписях нет нужны прорисовывать лица, фигуры или соблюдать портретное сходство. Самое главное — отточить технику рисования разных элементов, научиться  свободно проворачивать в руках кисть и смешивать цвета. Нужно приложить немного терпения, раз за разом рисуя одинаковые элементы и в конце-концов вы научитесь их рисовать в совершенстве! Довольно небольшое количество простых базовых элементов и их сочетания — вот и всё!

И важно понимать, что если признанные мастера разных видов росписи могли наносить её без предварительно рисунка, то нам, простым смертным, наносить рисунок можно не сразу красками, а использовать для начала карандаш, трафарет, копирку или кальку, но не слишком увлекаться. Ведь, если постоянно прибегать к готовым рисункам, способность самостоятельно фантазировать притупляется. Помните, главное – это всегда получать удовольствие от процесса росписи.

tairtd.ru

Строение ствола дерева

Древесина, распиленная в разных направлениях, имеет различную текстуру (см. рисунок), и отличается своими качествами и свойствами.

На поперечном разрезе ствола древесного растения можно выделить следующие основные макроструктурные единицы древесины:

  • Кора
  • Камбий
  • Заболонь древесина
  • Ядро
  • Сердцевина

 

Кора — защитный покров ствола дерева, состоящий из внешнего пробкового и внутреннего лубкового слоев. это своеобразная кожа дерева, предохраняющая его от воздействия внешней среды, а также участвующая в регуляции дыхания.

Луб — непосредственно примыкающий к камбию внутренний слой коры (флоэма), состоящий в основном из живых клеток, выполняющий проводящую функцию орт кроны дерева к его корневой системе.

Камбий — одноклеточный слой живых клеток, поочередно делящихся в сторону заболони и в сторону луба, обеспечивающий рост дерева в толщину.

На поперечном разрезе древесины можно различить концентрические слои прироста, называемые годичными кольцами, которые светлее к поверхности дерева и темнее у центра. Светлая часть древесины называется заболонью, а темная — ядром.

Годичное кольцо — слой древесины, образовавшийся за один год.

На радикальном разрезе годичные слои имеют вид продольных и прямых полос, на тангенциальном — извилистых конусообразных линий. Подсчитав годичные кольца, можно узнать, сколько лет прожило дерево.

Заболонь — как, более молодая часть ствола, менее устойчива к загниванию, чем ядро, но более эластична. Ширина заболони колеблется в зависимости от породы, условий произрастания и других факторов. У одних пород ядро образуется на третий год (тис, белая акация), у других — на 30…35-й год (сосна). Поэтому заболонь у тиса узкая, у сосны широкая.

Ядро образуется за счет отмирания живых клеток древесины, закупорки водопроводящих путей, отложения дубильных, красящих веществ, смолы, солей, поэтому, ядро обычно гораздо темнее заболони. В результате этого изменяются цвет древесины, ее масса и показатели механических свойств.. Ядро у многих пород окрашено в более темный цвет, оно является самой ценной, самой прочной частью древесины.

Сердцевидные лучи. На поперечном разрезе некоторых пород хорошо видны невооруженным глазом светлые, часто блестящие, направленные от сердцевины к коре линии — сердцевидные лучи. Сердцевидные лучи имеются у всех пород, но видны лишь у некоторых. Особенно хорошо сердцевинные лучи видны у дуба, бука, платана. Сердцевинные лучи служат для прохода в поперечном направлении по стволу воды, воздуха и органических веществ, вырабатываемых деревом.

Сердцевина находится внутри первого годичного слоя, в центре ствола. Сердцевина находится в центре ствола и проходит по всей его длине. Она представляет собой рыхлую ткань, которая легко разрушается живыми организмами, состоит в основном из живых клеток, образующаяся за счет деления клеток верхушечной образовательной ткани при росте дерева в высоту. Сердцевина не применяется в строительстве.

Для хвойный пород характерно наличие смоляных ходов, в которых накапливаются экстрактивные, дубильные, эфирные вещества, придающие хвойной древесине неповторимый аромат.

Древесина лесных пород окрашена обычно в светлый цвет. При этом у одних пород вся масса древесины окрашена в один цвет (ольха, береза, граб), а других центральная часть имеет более темную окраску (дуб, лиственница, сосна). Темная часть ствола — ядро, а светлая периферическая — заболонь. У некоторых безъядровых пород наблюдается потемнение центральной части ствола. В этом случае темная центральная зона называют ложным ядром.

В зависимости от относительного содержания влаги и соотношения величины заболони и ядра древесные породы делятся на ядровые, и заболонные.

У ядровых пород заболонь имеет значительное содержание влаги и светлее ядра. Ядровые породы имеют древесину, однородную по цвету. Содержание влаги в ядре меньше, чем в заболони. Заболонные породы отличаются наиболее однородным строением, ядро и заболонь практически неразличимы ни по цвету, ни по содержанию влаги.

Рисунок, который образуют на поверхности деталей из древесины слои, сосуды и сердцевинные лучи, называется текстурой древесины. Такие породы дерева, как, например, орех, дуб, ясень, карельская береза, красное дерево и другие, имеют очень красивую текстуру, которую во время отделки стараются сохранить и сделать более четкой.

tree-forest.ru

Браширование древесины своими руками: как проявить природную красоту дерева

Браширование древесины – одна из замечательных технологий декоративной отделки изделий из дерева. Метод основан на разнице в твёрдости слоёв, из которых состоит подавляющее большинство массивов дерева. На поперечном срезе любого изделия из дерева чётко виден характерный древесный рисунок, который образован волокнами с различными физическими характеристиками. Одни из них – довольно плотные, другие – менее плотные и довольно легко поддаются обработке.

При удалении слоя мягких волокон, участки, состоящие из твёрдых волокон, становятся рельефными (выпуклыми), явно проступая на поверхности и придавая древесине особенно декоративный вид. В естественных условиях это происходит с течением времени, когда мягкие волокна удаляются по мере эксплуатации изделия. Браширование позволяет визуально состарить древесину и придать ей фактурность в условиях столярной мастерской. Самый наглядный пример природного браширования – старые доски, выброшенные на берег моря или океана. В них мягкие участки древесины бывают настолько истончены морскими волнами и песком, что более плотные участки могут выступать почти на сантиметр!

Браширование: искусственное состаривание дерева

Такая технология структурирования древесины пригодна для использования в работе с мягкими и твёрдыми породами дерева, у которых есть чётко выраженная фактура и явные слои разной твердости: сосной, дубом, лиственницей, ясенем, орехом, венге. Породы дерева с мелковолокнистой и неявно выраженной структурой для браширования не пригодны, поскольку в них нет нужной слоистости. К таким видам материала относится древесина: бука, клёна, ольхи, тика, берёзы, вишни.

Применение технологии браширования позволяет создавать оригинальные фактуры, которые идеально смотрятся в изделиях для интерьеров разных стилей. Структурированная древесина активно используется при изготовлении полов, мебели, элементов декоративной отделки. Натуральное дерево отлично вписывается в любой дизайн, добавляя в него оригинальные штрихи.

Оборудование для структурирования (браширования) древесины

Браширование является наиболее доступным и простым в исполнении методом, позволяющим достаточно быстро визуально состарить натуральный материал. Осуществить этот процесс можно в домашней мастерской, используя в работе минимум оборудования.

Это одна из немногих технологий, которая позволяет добиться отличного результата, применяя исключительно ручной труд. Для этого понадобятся:

  • металлические щётки разной жёсткости, с помощью которых производится грубое удаление мягких волокон с поверхности заготовки
  • наждачная бумага различной зернистости для черновой шлифовки и финальной полировки
  • морилки и другие средства, для придания древесине максимальной декоративности
  • лак для окончательной обработки изделия по окончании процесса браширования

Чтобы ещё больше упростить работы по структурированию дерева и сделать их значительно более производительными, их можно механизировать. Для этого используются дрели с регулируемой скоростью или специальные машины для браширования. К ним в комплект приобретаются плоские или широкие щётки трех видов: металлические, полимерные с абразивом и сезалевые или волосяные. Соблюдая очередность работ, с применением механизации можно получить безукоризненно выполненные делали для различных изделий.

Технология браширования – поэтапно


1. Выбранную заготовку можно слегка увлажнить, чтобы древесная пыль не разлеталась по помещению. Первый проход осуществляется металлической щёткой, жёсткость которой подбирается в зависимости от твёрдости древесины. «Щетина» не должна повреждать твёрдые волокна материала, но при этом должна успешно удалять мягкие. Движение инструмента осуществляется по направлению волокон, со скоростью, достаточной для эффективного выскабливания. Повышение скорости вращения щетки может привести к запеканию древесины, поэтому необходимо подбирать оптимальный вариант для каждого образца. При работе ручным инструментом такой проблемы не возникает, но приходится прикладывать большее усилие и затрачивать значительно больше времени на обработку.

2. Сменив насадку на полимерную щетку с нанесенным на нее абразивом, производится первичная шлифовка детали, при которой снимаются шероховатости и обрывки волокон, остающихся на поверхности древесины. Удалив всё лишнее, можно оценить, насколько глубоко и качественно было сделано структурирование, и в случае необходимости – ещё углубить образующиеся бороздки. На этой стадии можно добавить декоративные элементы в отделку деревянных изделий. С помощью стамески в разных местах заготовки выбираются углубления произвольной формы. После черновой шлифовки их можно подправить и придать им максимально естественный вид старых трещин, образовавшихся в материале.

3. Финальная полировка производится с применением сизалевой или волосяной щётки, которая придает детали законченный лощёный вид, полностью выявляя всю декоративность фактуры дерева. При ручной обработке используется наждачная бумага самой мелкой зернистости, позволяющая создавать идеально полированную поверхность. Загладив структурированную фактуру изделия, его подготавливают к дальнейшей окраске и покрытию лаком. Если перед работой древесину смачивали, то теперь её необходимо высушить и полностью очистить от пыли.

4. Для придания особо декоративного вида деталь может подвергаться покраске, патированию, золочению и другим вариантам отделки. Использование морилки позволит состарить изделие за счёт образования контрастных фактурных рисунков. Обильное нанесение состава с быстрым удалением излишков позволяет прокрасить участки с мягкими волокнами, впитывающими краску, и оставить светлыми участки твёрдых волокон, не успевших поглотить пигмент. Особенно эффектно смотрится золотая краска, забившаяся при нанесении в микротрещины и углубления на фоне естественной окраски дерева. Такие блики золота придадут изделию оригинальную декоративность. После обработки красящими составами поверхности еще раз полируют, чтобы избавиться от шероховатости, возникшей при покраске.

5. Лакирование производится по полностью просушенному и очищенному дереву. При изготовлении брашированного паркета для вскрытия необходимо использовать специальный паркетный лак, чтобы готовое покрытие могло служить положенный ему срок.

Сфера применения технологии браширования

Доступность и декоративность методики структурирования делают её особенно популярной при изготовлении интерьерных предметов и элементов оформления помещения. Каминные доски, полки, потолочные балки, колонны, стеновые панели, выполненные из состаренной древесины, придают неповторимый антураж гостиным и холлам, а залы ресторанов и клубов наполняют аристократизмом и роскошью. Не менее изысканно смотрится деревянная мебель с брашированными деталями и элементами. У краснодеревщиков особенную ценность имеют материалы, тронутые короедом, поскольку такую фактуру вручную воспроизвести невозможно, а она создает полное впечатление древности деревянных изделий.

Использование изделий, изготовленных по технологии браширования, в дизайнерском оформлении интерьеров позволит без труда создавать стильную и неповторимую обстановку в любом помещении.

Эту статью прочитали 39086 человек с 15 Апрель 2016.

fashion-int.ru

описание с фото, технология выполнения работ и необходимые материалы

Художественная резьба по древесине — одна из древнейших техник декоративного искусства. За историю существования ремесла появилось несколько его разновидностей. Самой разнообразной считается плоскорельефная резьба, классифицируемая на геометрическую, рельефную, заоваленную с подобранным и подушечным фоном и контурную.

Что такое контурная резьба?

Резьба по дереву в контурной технике часто встречается на деревянных изделиях разных народов страны. Орнамент в ней наносится на поверхность углубленными линиями. На протяжении всего рисунка глубина и ширина прорезей сохраняются неизменными, но могут и различаться в зависимости от замысла мастера и рисунка для контурной резьбы по дереву. Разница в глубине и ширине прорезных контуров придает узору пластичность и изысканность. Резьба в контурной технике кажется на первый взгляд простой и легкой, однако добиться качественного и эстетичного рисунка можно только после получения необходимых навыков и изучения приемов кудринской и геометрической техник.

История

Как появилась контурная резьба? Резьба по дереву в контурной технике практически не отслеживается во времени как самостоятельное ремесло. Она входила в другие виды искусства. Мастера кудринской резьбы, к примеру, пытаясь добиться контраста с закругленными растительными элементами, ввели углубленные контурные штрихи, крестовые прожилки на листьях, частях цветов и плодов, прорезали мелкие детали животных, птиц и рыб. Как чистую резьбу по дереву контурную резьбу встретить крайне сложно. Она чаще совмещается с другими техниками.

При этом встречается большое количество произведений народного творчества с искусно выполненными растительными и геометрическими рисунками для контурной резьбы по дереву. Мастера столярного дела, изготовившие в XIX веке ярославские прялки, сочетали на древесине декоративные ногтевые порезки и бытовые, жанровые сценки в контурной технике. Для увеличения выразительности подобной резьбы деревянные изделия в последнее время стали тонировать в темные и черные тона, на которых углубления выглядят более ярко и контрастно.

Композиции по черному фону

Выставки художественного творчества редко обходятся без контрастной контурной резьбы, или резьбы по дереву на черном фоне. В таких изделиях привлекает прежде всего видимость итогового результата: на черной поверхности вырезаются белые линии.

Мастера в такой технике чаще всего выполняют сюжеты, не соответствующие стилю эскизов контурной резьбы по дереву. Часто встречаются выполненные на темном фоне графические пейзажи, что связано с частым принятием подобного способа резьбы за линогравюру.

В реальности же контурная резьба на светлом либо черном фоне является самостоятельной техникой художественной обработки древесины с характерными только для нее декоративными средствами выражения. Во избежание подражания линогравюре в специальных иллюстрированных изданиях предлагаются эскизы контурной резьбы по дереву для начинающих с подробными описаниями.

Порядок выполнения работ

Контурная резьба основывается на углубленных линиях, вырезаемых штихелем, стамесками, косым ножом или профильными резцами. Техника, выполненная полукруглыми стамесками и косым ножом, наиболее проста и выразительна.

В отличие от кудринской или геометрической, для контурной резьбы нехарактерны конкретные декоративные фигуры. По этой причине новичков в столярном деле обучают основным штрихам-порезам.

Резьба по дереву состоит из нескольких этапов: подготовка основы, выбор орнамента, перевод эскиза на древесину, вырезание рисунка, отделочные процессы.

Подготовка основы

Для контурной резьбы лучше всего подходят лиственные породы древесины — ольха, липа, береза, осина. Хвойные породы практически не используются из-за разной твердости слоев и выраженной текстуры.

Однородная заготовка из древесины подготавливается для резьбы. Если требуется светлый фон, то дерево обрабатывается рубанком. Темный фон достигается за счет тонировки заготовки. Для получения блестящей поверхности древесину покрывают черным лаком и обрабатывают политурой. При использовании простых и широко распространенных красителей — гуаши, туши, акварели, темперы, анилиновых красок, протрав и морилок — древесина либо оставляется матовой, либо покрывается светлым лаком и полируется.

Мастера столярного дела Прикарпатья при создании традиционной яворовской резьбы тонируют деревянную основу в разные цвета — не только в классический черный, но и в зеленый, красный, коричневый и синий. Такой способ можно встретить и на фото контурной резьбы по дереву.

Для дальнейшей работы заготовка из древесины крепится в державках или зажимах верстака. Державки — строганые доски, закрепленные на верстаке и удерживающие заготовку.

Выбор композиции

Композиция составляется на основе рисунков и эскизов контурной резьбы по дереву, особенностей конкретной техники и материала, на который она будет наноситься. Контуры рисунка должны быть предельно четкими и точными. Выполняют их одной непрерывной линией, нож при этом двигается с правой и левой стороны. Рисунок делают в том числе и двойной линией, намечающей след ножа.

Трафареты для контурной резьбы по дереву для первых опытов в столярном деле представлены в статье. По мере набора навыков мастера могут создавать собственные композиции.

Рисунок для светлого фона переносится темными линиями на белую бумагу. Если древесина тонированная, то эскиз выполняется гуашевыми белилами на цветной бумаге.

Перевод рисунка

Изображение на деревянную заготовку переносится двумя способами. Это можно сделать при помощи копировальной бумаги — черной или цветной в зависимости от фона дерева — или шариковой ручки без пасты посредством выдавливания контуров на поверхности древесины.

Техника резьбы

Процесс резьбы по дереву выполняется в два этапа — надрезание и подрезание. Контурная резьба по дереву для начинающих начинается с ведения ножа по линиям рисунка с прилагаемым усилием. По отношению к поверхности древесины нож должен располагаться не вертикально, а под небольшим углом, что и называется надрезанием. После этого приступают к подрезанию, изменяя положение ножа в ладони: руку наклоняют в противоположную сторону и с усилием выполняют подрезку уже прорезанного контура рисунка. В результате из-под ножа выходит деревянная трехгранная полоса.

Стружка должна отделяться от древесины вслед за ножом — в таком случае резьба будет чистой, с тонкими и точными очертаниями. Остающиеся в канавке соломки древесины убираются ножом посредством повторного, более глубокого прорезания.

Надрезание

При вырезании контурной канавки инструмент держится двумя руками: нож зажимается ладонью одной руки, а его лезвие направляется пальцами другой с корректировкой направления движения и силы упора. Контурная резьба в большинстве случаев выполняется косым ножом, но для более качественного и изысканного выполнения рисунка мастера советуют пользоваться полукруглыми стамесками.

Если выполняемые в технике контурной резьбы по дереву животные либо любой другой орнамент обладают большим количеством мелких деталей с закругленными краями, то для их вырезания используют полукруглую стамеску. Инструмент зажимается в кулаке под небольшим углом к центру. Острую кромку размещают на расстоянии 1-1,5 миллиметра от центра линии. Лезвие углубляется в древесину на несколько миллиметров и плавным поворотом кисти проворачивается вокруг оси. Движение продолжают до тех пор, пока линия не замыкается. Подобным образом выполняют надрезание.

Подрезание

Подрезание выполняют тем же инструментом либо более отлогой стамеской, отступая от центра линии орнамента на полтора миллиметра во внешнюю сторону и углубляя стамеску в древесину, срезая стружку несколькими движениями. При небольшом радиусе скругления надрез выполняется не всем лезвием стамески, а только одним углом, причем второй угол должен выходить наружу. Такая техника позволяет выполнять закругления разного радиуса при наличии минимального числа стамесок. Прием незаменим при работе в технике не только контурной, но и значительно более сложной рельефной резьбы.

При отсутствии в распоряжении полукруглых стамесок закругленные элементы в контурной резьбе выполняются обычным косым ножом. Однако при такой работе стоит иметь в виду то, что острота угла заточки клинка зависит от диаметра окружности: чем он меньше, тем острее должно быть лезвие. Косой нож может двигаться в разных направлениях для оформления запланированного орнамента.

Для упрощения и удобства процесса контурной резьбы по дереву мастер может поворачивать заготовку в разные стороны. Для этого древесина вынимается из державок или станка, переставляется и вновь зажимается. Со временем столяр приучается резать в разных направлениях, не трогая заготовку во время работы и не переставляя ее. По этой причине контурная резьба выполняется стоя — такое положение дает большую свободу действий столяру и делает все линии более непрерывными и плавными, что считается залогом качественного исполнения художественного узора в подобной технике.

Отделка готового изделия

Композиция в технике контурной резьбы может выполняться как на однотонной, так и на тонированной и полированной поверхности древесины. Во втором случае дальнейшая обработка материала не требуется. Если же орнамент вырезался на светлой древесине, то его покрывают прозрачным лаком, предварительно шлифуя поверхность мелкой наждачной бумагой. Шлифование обязательно выполняется вдоль древесных волокон. Точеные изделия лучше шлифовать и покрывать прозрачным лаком в зажатом состоянии при вращении в станке. Соответственно, выточенное изделие не срезается с деревянной заготовки, а снимается, покрывается резьбой и повторно зажимается в станке, после чего отделывается, просушивается и только после этого срезается.

Вид отделки выбирается в зависимости от назначения изделия из древесины. Поверхность может лакироваться до блеска либо оставаться матовой с нанесением на резьбу разведенного лака жесткой кистью. Шлифованная поверхность контурной резьбы перед лакировкой прозрачными составами может тонироваться в разные цвета посредством окрашивания только фона либо фона с отдельными, наиболее углубленными линиями. Лак наносится только на тщательно высушенную поверхность древесины.

Начинающие мастера по древесине выполняют работы в технике контурной резьбы на плоских досках. По мере получения опыта и повышения мастерства можно начинать работать с более сложными изделиями: предметами мебели, обихода и быта. На таких элементах контурная резьба может выступать как в качестве отдельной самостоятельной техники, так и в качестве дополнительного художественного декора, выполненного в паре с другими техниками столярного искусства. Контурная резьба позволяет выполнять тонкие и эстетичные орнаменты в различных стилях.

labuda.blog

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о