Пневматический ударный гайковерт (как выбрать и пользоваться)
Компактный и легкий инструмент работающий от сжатого воздуха. Завоевал огромную популярность в автосервисах, промышленности и быту. Способен выдавать впечатляющий крутящий момент по сравнению с электрическими аналогами, и при этом менее подвержен поломкам, благодаря простому, монолитному механизму. В данной статье мы расскажем, как работает пневматический гайковерт, что такое регулировка затяжки, а также подскажем, на что следует обратить внимание при выборе данного инструмента.
Принцип работы пневматического гайковерта
Как и любой пневматический инструмент, пневмогайковерт работает от сжатого воздуха, подаваемого из компрессора. Минуя шланг, подключенный к гайковерту, воздух попадает в устройство и начинает раскручивать лопасти ротора, который передает вращение на шпиндель (упор), насадку и в конце концов на крепеж. Функция реверса меняет направление потока воздуха в инструменте, в следствии чего меняется направление вращения ротора, и гайка откручивается за несколько секунд.По типу работы, пневматические гайковерты бывают ударными и безударными. Наличие ударного механизма в гайковерте повышает его крутящий момент, но вместе с этим увеличивается и риск срыва резьбы или шляпки болта. Ударно-вращательное движение создается при помощи специального молоткового механизма, расположенного перед шпинделем. Устройства без ударной функции зачастую выдают меньшую силу вращения, и применяются в основном при работе с крепежами до 12 мм.
Углубляясь в детали, можно обрисовать устройство пневматического гайковерта следующим образом. Внутри корпуса инструмента располагается задняя панель, цилиндр с ротором и лопастями, ударный механизм, упор. На внешней части корпуса располагается пусковая кнопка, штуцер для подключения компрессора, реверс и регулятор (на большинстве моделей).
Настоящим или будущим владельцам, рекомендуем ознакомиться с материалом, где мы рассказываем и показываем, как проводить обслуживание и ремонт пневматического гайковерта.
Пневматический гайковерт с регулировкой момента затяжки
Большинство современных ударных гайковертов оснащаются функцией регулирования затяжки. Главная задача данной функции заключается в предотвращении крепежа от перетягивания, срыва резьбы или шляпки. Регулировка будет полезна для затяжки относительно небольших гаек и болтов, инструментом с высоким крутящим моментом. Крепеж на М8 скорее всего будет испорчен, если закручивать его инструментом без регулятора, с максимальным крутящим моментом в 1000 Нм.Принцип работы пневматического гайковерта с регулировкой заключается в ограничении подаваемого воздуха, в следствии чего уменьшается крутящий момент. К примеру: если на пневмогайковерте Fubag на 900 Нм, установить режим номер №3, его крутящий момент снизиться до 450 Нм, что позволит уверенно затянуть крепеж М14. Количество режимов на различных инструментах может различаться, но в среднем их бывает от 3-х до 5-ти. Информация о режимах работы, указывается в прилагаемой к инструменту документации. Каждое отдельное устройство имеет свои характеристики регулируемых мощностей.
Как выбрать пневматический ударный гайковерт
Прежде чем идти в магазин за пневмогайковертом, следует задать себе несколько важных вопросов, ответы на которые помогут совершить удачную покупку. Данный инструмент имеет множество особенностей и сфер применения, поэтому показатели рабочих характеристик разных моделей может существенно меняться. Один определенный гайковерт, может успешно применяться в одном типе работ, но совершенно не подходить для другого. Что же необходимо учесть при выборе:- Сфера применения. Определите для себя, в каких типах работ будет использоваться инструмент. Нужен ли Вам пневматический гайковерт для гаража, компактное устройство для монтажа вентиляций или крупный агрегат для откручивания колес грузовиков.
- Размеры гайки. Чем компактнее крепеж, тем меньше он требует силы затяжки. Если Вам предстоит крутить гайки с размером резьбы от М6 до М10, подойдет посадочный квадрат на 1/2. Гайковерт с квадратом 3/4 подойдет для крепежей с резьбой М10 – М18. Для гаек больших размеров, будет оптимален квадрат в 1 дюйм.
- Крутящий момент. Исходя из определенного типа работ, подбирается инструмент с подходящим показателем крутящего момента, который обычно находиться в диапазоне от 300 Нм до 3000 Нм (не учитывая гигантов отрасли). Колеса легкового автомобиля могут срываться с места при 300-400 Нм, Камаза при 800-1000 Нм, а экстремально нагруженные соединения поддадутся только инструменту с показателем в несколько тысяч.
- Регулятор затяжки. Немаловажный фактор, добавляющий инструменту универсальности. Регулировка расширяет диапазон закручиваемых крепежей, но на пневматических гайковертах имеет погрешность в 10%.
- Вес устройства. Длительная работа тяжелым инструментом с вибрацией, может изрядно осложнить жизнь. Если выбирать пневматический гайковерт для гаража и мелких домашних работ на несколько минут в день, то подойдет агрегат с цельнометаллическим корпусом. Для более длительного применения лучше взять инструмент полегче, с корпусом из композитных материалов.
Компрессор для пневматического гайковерта
Важнейшим оборудованием, необходимым для работы пневмоинструмента, является воздушный компрессор. Данное устройство, с помощью двигателя, нагнетает в себе воздух и по специальному шлангу направляет его в инструмент. Давайте рассмотрим, как подобрать компрессор к гайковерту, чтобы удовлетворить все потребности.- Давление
- Максимальная производительность. Немаловажный показатель, от которого зависит темп работы инструмента. Если на пневматическом гайковерте указан расход 360 литров в минуту, а компрессор за это же время накачивает только 330, о бесперебойной работе в такой связке можно забыть. Производительность компрессора должна быть выше потребностей гайковерта.
- Объем ресивера. Довольно спорный показатель, определяющий длительность автономной работы инструмента, при отсутствии постоянной подкачки воздуха. Компрессоры с малым объемом воздуха (50 л) быстро теряют давление и для непрерывной работы инструмента, должны постоянно нагнетать воздух. При более внушительных объемах (100-200 л.) оборудование может немного отдохнуть, несмотря на продолжающуюся работу пневматики. Для удобной работы в домашней мастерской, компрессору для гайковерта хватит 100 литров.
- Тип соединения. Чтобы доставить сжатый воздух в редуктор пневматического гайковерта, требуется специальный герметичный шланг, способный выдержать подаваемое давление. Перед приобретением такого шланга, следует узнать к какому размеру штуцера он подходит (1/4, 1/2 или 3/4). Эти данные производитель указывает на самом инструменте, в документации или на коробке.
instrumentoria.ru
Как выбрать пневматический гайковерт — Строительный портал — строительство, ремонт, дизайн, обустройство, коммуникации
Один из наиболее непростых в пользовании инструментов. Наиболее компактные модели пневматического гайковерта с виду похожи на промышленную ударную электродрель. Самые мощные и тяжелые пневматические гайковерты чем-то напоминают промышленные перфораторы и молотковые отбойники, такие тяжелые и неудобные в работе.
Пневматический гайковерт можно считать родственником электрического шуруповерта, с той только разницей, что усилие момента вращения может отличаться в сотни раз. Вместо поворотного усилия в десятки ньютон-метров на выходе редуктора электромотора, привод на сжатом воздухе выдает момент на гайке на два порядка больше.
Что дает использование пневматического привода
Отказ от электрического привода в пользу пневматического является отчасти вынужденной мерой. Для ударного инструмента, работающего в условиях экстремальной ударной нагрузки, использование пневматического лопаточного двигателя позволило решить несколько серьезных проблем:
- Привод от пневматического мотора дешевле и проще в изготовлении, чем электрический коллекторный двигатель. Детали и основные узлы гайковерта способны выдерживать в работе пиковые 50-ти и даже 100 кратные ударные перегрузки;
- Пневматический привод более безопасен в работе. Отсутствие в конструкции воздушного гайковерта электрического кабеля, коллекторных щеток, контактных кнопок и включателей исключает риск возникновения короткого замыкания или пожара;
- Высокий ресурс узлов привода и молотковых муфт. Любой электроинструмент под нагрузкой, тем более ударной, выделяет большое количество тепла, поэтому приходится делать перерывы для охлаждения подшипников и муфт.
Пневматический ударный привод лишен данного недостатка и может работать длительное время практически без какого-либо обслуживания, охлаждения. Поэтому подавляющее большинство промышленных и профессиональных моделей ударных гайковертов изготавливаются только на пневматическом приводе. Исключение составляют инструменты для завертывания гаек размером 6-10 мм, например, при сборке бытовой техники, электроприборов, мебели.
К сведению! Для сравнения, простейший электрический ударный шуруповерт с коллекторным двигателем, переоборудованный под гайковерт, способен работать лишь с болтовыми соединениями, у которых момент закручивания не более 300 Н*м, при этом ресурс его ограничен всего 50-70 часами.
Чтобы продлить ресурс электрического гайковерта, потребуется сменить щетки, а еще через 150 часов – понижающий редуктор. В пневматическом гайковерте таких проблем нет, чтобы продлить работу ударного инструмента еще на 1000 часов, достаточно лишь смазать упорные подшипники и сменить текстолитовые лопатки привода в двигателе.
Принцип работы пневматического гайковерта
Конструкция пневматического ударного гайковерта малой мощности выглядит не сложнее обычного электрического перфоратора, с тем только отличием, что вместо щеточного электродвигателя установлен лопаточный привод. Типовая конструкция инструмента одного из наиболее простых и популярных ударных пневмогайковертов И3125 приведена на схеме.
Что внутри пневматического ударного гайковерта
Пневматический гайковерт ударного типа состоит из следующих деталей и узлов:
- Корпус аппарата из алюминиевого сплава;
- Лопаточный пневматический двигатель с сухим картером;
- Ударная или молотковая система;
- Клапанная система, управляющая подачей воздуха в пневматическую камеру привода гайковерта;
- Квадратный или шестигранный вал с фиксирующим пружинным стопором для установки сменной гаечной головки.
Наиболее нагруженными и подверженными износу считаются лопатки пневматического привода и молотковая муфта, обеспечивающая ударный режим работы. Даже при подаче очищенного от пыли сжатого воздуха все равно в пневматическую камеру попадает значительное количество абразивных микрочастиц, резко увеличивающих износ относительно мягкого пластика и подвижной части дисковой муфты. Поэтому периодически ударный пневмогайковерт промывают и очищают от пыли.
Наиболее сложная и нагруженная ударная система состоит из маховичного колеса, насаженного на вал, кулачка, сцепленного с толкателем муфты, отражателем, возвратной пружиной и роликом. Это наиболее дорогостоящий узел пневматического инструмента, так как все детали должны изготавливаться из специальных марок стали, прошедших термообработку и закалку.
Как работает инструмент
Ударный гайковерт не требует особых приготовлений для начала работы, потребуется лишь небольшая настройка:
- Предварительно необходимо подключить гайковерт к воздушной магистрали с помощью штатного быстросъемного пневморазъема штекера;
- В ресивер компрессора закачивается воздух до давления не менее 6 Атм.;
- Зафиксировать на валу гайковерта рабочую головку требуемого размера, заложить гайку и упереть инструмент в торцовую поверхность колесного диска или сборочной детали;
- Установить и с небольшим усилием прижать пневматический гайковерт к гайке, плавно выжать крючок пневматического клапана, удерживать аппарат в нужном положении до окончания завертывания крепежа и перехода инструмента в ударный режим.
С момента открытия пневматического клапана воздух раскручивает вал шестилопастного двигателя и приводит в действие муфту. Проход гайки по резьбе, как правило, не создает большого сопротивления, поэтому вал инструмента раскручивается до высоких оборотов. Вся хитроумная конструкция ударной системы в этом случае работает, как обычная пружинная муфта.
На прохождение пневматическим гайковертом 20-25 витков основной резьбы шпильки требуется 1-2 секунды. Как только усилие сопротивления вращению гайки возрастает до критической величины, выходной вал с рабочей головкой пневматического гайковерта фактически останавливаются. Валик маховичного колеса по инерции накатывается по плоскости диска на выступ колеса и, преодолевая упругое сопротивление пружины, бьет по толкателю и одновременно входит в зацепление с муфтой. В результате плавное вращение вала превращается в серию несильных ударов.
Но, в отличие от последнего, головка пневматического гайковерта совершает микроколебания не параллельно оси, как это происходит в перфораторе, а во вращательном движении, как бы доворачивает гайку серией микроударов. Каждый поворот вала гайковерта — это один удар, сначала они воспринимаются, как вибрация, потом гул и, наконец, щелчки. Срабатывает отсекатель момента затяжки, и ударный вал пневматического инструмента останавливается.
Особенности ударных моделей
Пневматические гайковерты в первую очередь использовались для работы на механосборочных линиях промышленных предприятий и автосервиса. Отвернуть гайку размером 18-25 мм на ступице колеса вручную — достаточно тяжелый труд, откручивание крепежа в 45-50 мм без гайковерта превращается в сложный и небезопасный аттракцион с накидными головками и огромными рычагами.
Небольшие хитрости для удобства работы с пневматическим гайковертом
Наиболее распространенные модели ударных пневматических гайковертов представляют собой корпус пистолетного или молоткового типа, массой от 2,5 кг до 10 кг, с четырехгранником или шестигранным удлинителем — штангой и джойстиком подключения пневматического шланга. Работать с таким аппаратом одной рукой, как шуруповертом, очень неудобно, поэтому производители пневматического инструмента используют некоторые хитрости:
- Практически все ударные гайковерты, за исключением самых маломощных моделей, оборудуются дополнительной регулируемой и переустанавливаемой ручкой для второй руки, положение которой можно отрегулировать наиболее удобным образом;
- Для пневматических ударных гайковертов, предназначенных для постоянной работы с одним типом колес, применяют крюки, скобы или подставки, с помощью которых можно зацепиться за диск или опереться на обод, и тем самым разгрузить руки во время работы;
- Система реверса позволяет одним перемещением штока пневмоклапана изменить направление вращения вала ударного гайковерта одной рукой. Специалисты называют реверс пневматического ударника одним из наиболее удобных и надежных технических решений среди всех типов гайковертов.
Пневматические шланги обязательно выполняют со спиральной закруткой, подобно телефонному шнуру. Инструмент удобно повесить на стойку или свисающую с потолка монтажную рампу, можно даже ронять с небольшой высоты, это не приведет к травмам или поломке гайковерта.
Наличие системы регулировки крутящего момента делает работу плавной и безопасной, можно не опасаться оборвать резьбу или травмировать руки. Зачастую, чтобы закрутить гайку ступицы колеса, требуется момент 200-300 Н*м. Это значит, что на ручном ключе должно прилагаться усилие почти в 100 кг.
Применение сжатого воздуха делает процесс отворачивания или закручивания гаек ударным способом максимально безопасным. Обрыв привода, прокол пневматической магистрали не представляют угрозы жизни и здоровью работника.
Важно! В конструкции пневматического привода имеется гашетка удержания инструмента. Пока гайковерт находится в руках, воздух исправно вращает крыльчатку. Если инструмент вырвался из рук, автомат перекроет клапан с воздухом.
Преимущества пневматических ударных гайковертов
Архаичная, на первый взгляд, система пневматического привода на практике показала себя одной из наиболее удобных и безопасных в работе. Система ударных пневматических инструментов используется в машиностроении уже более ста лет, и реальной альтернативы, способной заменить пневматический ударный привод, пока не существует.
Электрические гайковерты на литиевых батареях или с питанием от сети используются преимущественно для сборочных работ, в резьбовых соединениях, где нужно быстро завернуть гаечку размером 8-12 мм. Существенной конкуренции для пневматического инструмента ручной электрогайковерт не представляет, так как наличие планетарного редуктора и дорогостоящие батареи делают гайковерт слишком тяжелым и дорогим в обслуживании и замене расходников.
К сведению! При завертывании гаек на колесах обычного легкового автомобиля привод ударного пневматического гайковерта на завершающей дожимающей стадии способен развить мощность до 15 кВт.
Ударные пневматические гайковерты создавались в первую очередь для отворачивания приржавевших муфт и гаек. В этом вопросе пневмоударная схема отворачивания гайки большого диаметра оказалась вне конкуренции, сравниться по эффективности могут лишь тяжеленные гидравлические гайковерты, развивающие усилие вращения в 10-20 раз больше, чем легкий инструмент с пневмоприводом.
В линейке пневматических гайковертов разработаны и широко используются безударные модели с редуктором и храповой муфтой, что дает возможность очень точно регулировать момент затяжки. Применяют пневматические гайковерты для сборки особо ответственных деталей и корпусов, при ремонте трансмиссии и отдельных деталей ходовой. Максимальный момент вращения на валу безударного гайковерта не превышает 120-150 Н*м, но точность приложенного усилия выдерживается до 1Н*м.
Пневмогайковерт с регулировкой затяжки
Опытные механики прекрасно знают, что мало завернуть гайку до уровня, что называется, «до упора». Гайка будет прочно держаться на шпильке колеса только в том случае, если усилие завертывания обеспечит упругую деформацию шпильки и гайки. Если заворачивать гайки ручным ключом, то момент затяжки и требуемое усилие довольно легко можно уловить руками, необходим лишь небольшой опыт работы.
При работе с пневматическим инструментом «поймать» руками величину вращающего момента, развиваемого ударным механизмом, практически невозможно. Поэтому для работы, например, с крепежными гайками на колесах с легкосплавными дисками используются пневматические гайковерты со встроенной обгонной муфтой.
Небольшое приспособление позволяет регулировать усилие сжатия пружины, соответственно, чем больше деформирован упругий элемент, тем выше будет предел срабатывания обгонной муфты.
Настройка усилия выполняется с подвижного кольцевого лимба либо четырехпозиционного рычага. В последнем случае момент затяжки определен четырьмя фиксированными значениями, такая схема регулировки получается надежнее и проще в эксплуатации.
Основные характеристики
Набор параметров и рабочих характеристик, используемых производителем для описания возможностей пневматических ударных гайковертов, несколько отличается от традиционного электрического инструмента.
В перечень наиболее важных параметров входят:
- Вращающий момент, как правило, указывается диапазон величин, например, 30-3000 Н*м;
- Расход и рабочее давление воздуха. Эти сведения крайне важны для правильного подбора воздушного компрессора;
- Предельные обороты вращения ударного вала;
- Диаметр закручиваемых резьб, отдельно для шпилек и болтов из легированных высокопрочных сталей;
- Диапазон регулировки момента затяжки с указанием шага или номинального и максимального значения;
- Вес инструмента и время, необходимое для завертывания гайки по чистой резьбе.
Иногда указывают посадочный диаметр штуцера под воздушный шланг, или размер коннектора и сечение квадратного отверстия под удлинитель или головку. В российских и китайских моделях обычно применяют пневматический штуцер в 9 мм кислородного шланга и посадочный квадрат в ¼ дюйма под гаечную ударную головку.
К сведению! Могут указываться данные о типе молотковой ударной муфты. Например, подавляющее большинство импортных гайковертов, как оригинальные европейские, так и китайские копии, в большинстве случаев оснащаются ударной муфтой двойного действия Twin Hammer.
Момент и скорость вращения
Пневматический привод ударного гайковерта обладает очень неплохими характеристиками, лучше всего приспособленными для отворачивания любой гайки, даже самой заржавевшей. Лопаточный двигатель гайковерта одновременно похож и на турбину, и на гидротрансформатор автоматической коробки передач.
Сразу после открытия клапана за счет прихода ударной воздушной волны привод способен обеспечить очень большой момент вращения, даже больше, чем в паспорте. Поэтому на момент открытия клапана ударный пневматический гайковерт должен быть уже установлен на гайке, это позволяет одним–двумя ударами сорвать любую ржавую резьбу.
Самые легкие модели ударных гайковертов типа китайского AIW1366 в импульсе развивают до 600Н*М, при номинальных 400Н*м. Более тяжелые Chicago Pneumatic способны выдать до 1100 Н*м, правда, при вчетверо большем расходе воздуха.
По мере того как вал ударного гайковерта раскручивается до рабочих оборотов, а это 6-9тыс. об/мин., момент падает до 30-50 Н*м. При доворачивании гайки происходит обратный процесс, накопленная энергия вала превращается в ударные крутильные колебания на уровне 800-900 Н*м.
Тяжелые ручные пневматические модели обладают более низкими оборотами вращения и одновременно более высокими моментами затяжки. Для сравнения: ручной тяжелый гайковерт российского производства ИП3128 весит 8,6 кг и выдает момент затяжки в 1600Н*м, при оборотах всего в пять тысяч оборотов в минуту. Этого достаточно, чтобы завернуть гайки на резьбе в 42 мм.
Переносной вариант ударного пневматического гайковерта ИП3115 весит аж 13 кг и развивает момент до 3200 Н*м, что позволяет завернуть резьбу диаметром 60 мм.
Размеры и инструменты
Большая часть моделей на территории РФ представлена либо давно известными классическими гайковертами серии ИП, или китайскими подделками известных европейских брендов. Серийно пневматические ИП выпускаются только двух моделек –«3115» и «3128». Различие ощущается, прежде всего, в качестве используемого металла. В ИП, как и в БОШ или Sumake, любом другом брендовом ударном гайковерте используются хром-ванадиевые и марганцовистые стали. Другие материалы, даже при наличии керамического покрытия, через шесть месяцев эксплуатации в условиях ударной нагрузки стираются и нагартовуются с изменением линейных размеров.
Китайские и российские пневматические гайковерты спроектированы и выпускаются под стандарт посадки головки в 40 мм, принятый более 20 лет назад, тогда как Европа выпускает посадочные квадраты с переходниками ½-1 дюйм. Получается, что для российских пневматических ударных гайковертов придется еще потрудиться и поискать современные насадки с рабочими головками. В стандартной комплектации идет набор из восьми единиц. Если ударные головки вышли из строя, заменить импортными будет достаточно непросто.
Подключение к компрессору
В среде торговых представителей, занимающихся розничными продажами специального инструмента, и ударных гайковертов в том числе, наличие пневматического привода почему-то подается, как недостаток данной схемы. Но данное утверждение, как правило, не совсем соответствует действительности и практическому опыту.
Пневматический ресивер, имеющийся у любого гаражного компрессора, выполняет функции накопителя энергии. Ни у гидравлического, ни у электрического гайковерта такого запаса просто не существует. Если необходимо разбить гайку, которая просидела на ржавой резьбе более 20 лет, ни электрическим, ни гидравлическим инструментом соединение отвернуть не удастся, только пневматическим ударным.
Что мешает нормальной работе с компрессором
Неудобство из-за необходимости использования компрессора для работы с пневматическим гайковертом может возникать только в двух случаях:
- Неправильно подобрана компрессорная установка под параметры пневматического гайковерта;
- Использован воздушный шл
rusolymp.ru
На что обращать внимание при выборе пневматического гайковерта |
5 октября 2015 Ручной бензоинструмент, электро-пневмоинструментГайковёрт пневматический работает от воздушного компрессора и содержит в себе ударный и вращательный механизмы. Основными деталями ударного гайковёрта являются:
- Пластмассовый или металлический корпус с рукояткой и спусковым крючком имеет штуцер для подключения шланга компрессора.
- Ротор с лопатками и механизмом реверса образует пневматический двигатель, преобразующий давление воздуха во вращательное движение.
- Рама, удерживающая два утяжелённых металлических кольца, называемых молотками, и передающая вращение ротора исполнительному упору.
- Цилиндрический упор, на который надевается сменная головка гайкодержателя, придаёт гайке вращательное или ударно-вращательное движение в зависимости от усилия вращения.
Различные модели пневматических гайковертов
Кроме основной пистолетной рукоятки инструмент может комплектоваться дополнительной съёмной ручкой, закрепляемой в разных положениях для удобства удержания.
Принцип работы пневматического гайковерта
Пневматический гайковёрт подключается через штуцер к воздушному компрессору, давление которого не должно превышать значения, указанного в инструкции по эксплуатации прибора. При нажатии на курок сжатый воздух, поступающий на лопатки ротора, приводит его во вращательное движение. Через раму и молотки вращение ротора передаётся упору и гайка или болт отворачиваются или заворачиваются на своё посадочное место.
Если для поворота гайки требуется большое усилие, то упор не вращается, а молотки, проворачиваясь, отклоняются назад и проходят зацепление с упором. В течение следующего оборота молотки набирают инерцию и, подходя к зацеплению, ударяют по упору в направлении вращения. Удары повторяются до тех пор, пока гайка не начнёт проворачиваться. Таким образом, ударный гайковёрт позволяет быстро и легко откручивать и закручивать тугие болты и гайки. За счёт небольшого веса (не более 2,6 кг) инструмент можно держать одной рукой.
Устройство пневматического гайковерта
Переключая каналы поступления воздуха на лопасти ротора, можно изменять направление его вращения, что позволяет использовать гайковёрт, как для закручивания, так и для откручивания болтов и гаек. Реверс направления вращения достигается простым поворотом ручки переключателя в нужное положение.
Как выбрать гайковёрт пневматический?
При выборе инструмента следует обращать внимание на следующие показатели:
1. Наличие ударного механизма
Не все гайковёрты имеют ударный механизм, есть простые устройства с равномерным вращением ротора. Ударные устройства создают импульсное вращающее действие на откручиваемый болт, что позволяет эффективно срывать его с «прикипевшего» места. Механизм даёт значительное увеличение производительности труда при затратах времени на одну крепёжную деталь не дольше 5 секунд. Такие инструменты широко используются в автомастерских, центрах вулканизации, авторемонтных предприятиях сельхозтехники, авиационно-технических базах и железнодорожных депо.
Видео: Принцип работы пневматического гайковерта
Наличие реверсного механизма позволяет использовать гайковерт не только для демонтажных работ, но и в сборке конструктивных узлов и агрегатов. Ударная закрутка резьбовых соединений позволяет достичь необходимой плотности без больших физических усилий со сторон оператора. После применения ударного гайковёрта уже не требуется выполнять контрольную затяжку крепежа. К инструменту прилагается комплект сменных головок разных размеров. Более прочные насадки, выполненные из калёной стали, имеют чёрный цвет. По сравнению с обычными белыми головками они служат дольше и лучше выдерживают ударную нагрузку.
Пневматические гайковерты с ударным механизмом больше применяются для закручивания крупных размеров крепежа, а безударные гайковёрты эффективнее применять там, где требуется точная затяжка креплений со строго определённым усилием. Если ими приходится закручивать крупные болты и гайки (на 24мм и более), то после гайковёрта их нужно ещё подтягивать от руки.
2. Скорость вращения ротора.
Этот параметр может иметь значение до 8000 об/мин. Большие обороты позволяют увеличивать скорость работы и мощность инструмента, однако при этом нужно соблюдать большую осторожность, так как можно сорвать резьбу у небольших гаек и болтов. Частоту вращения ротора можно регулировать небольшим изменением давления в компрессоре. При этом увлекаться большими оборотами не следует, так как при этом ухудшается контроль затяжки крепежа.
3. Вращающий момент.
Параметр, зависящий от мощности гайковерта. Небольшой момент затяжки приводит к быстрому ослаблению креплений при воздействии переменных нагрузок на них. Слишком сильный момент затяжки вызывает перенапряжения в резьбе, приводящие к быстрому её разрушению под нагрузкой. Поэтому следует подбирать инструмент с нужным значением затягивающего момента.
Этот гайковерт предназначен для профессионального использования. Его максимальный крутящий момент составляет 5000 Нм
Диапазон крутящих моментов затяжки у инструментов разных производителей составляет 30-3000Нм. Для ударных пневматических гайковертов характерно значение рабочего момента от 300 до 2200Нм. Если инструмент нужен для затяжки крупноразмерного крепежа, то следует выбирать более мощные гайковёрты с высоким значением создаваемого момента вращения. Для шиномонтажных центров, где производится установка и снятие колёсных дисков, требуется инструмент с рабочим моментом не менее 100Нм. В автосборочных цехах, где для разных узлов требуются различные значения моментов затяжки, применяются гайковёрты с регулируемым вращающим моментом.
4. Размер шпинделя.
Для работы с крепежными деталями с резьбой диаметром до 25мм, содержание которых максимально в легковых автомобилях, следует выбирать полудюймовый шпиндель. Если требуется закручивать более крупные болты с резьбовым диаметром от 25 до 32мм, то нужен дюймовый шпиндель, а для резьбы до 50мм потребуется шпиндель диаметром в полтора дюйма. Указанные выше 4 характеристики инструмента связаны между собой. Чем выше обороты гайковёрта, тем больший затягивающий момент он создаёт, следовательно, он рассчитан на большие размеры крепежа и обладает более крупный диаметр шпинделя.
Видео: Как выбрать пневмогайковерт
5. Компрессорная совместимость.
Чтобы инструмент работал эффективно и не вышел из строя раньше срока, нужно обеспечить его совместимость с источником воздушного давления. Это свойство характеризуется двумя параметрами – рабочим давлением воздуха и его расходом. Идеальным условием для эффективной работы пневматического гайковёрта является вариант, когда давление компрессора превышает рабочее давление инструмента на 2 бара, а производительность в 1,2-1,3 раза больше, чем необходимый расход воздуха. При соблюдении этих условий обеспечивается безотказная работа инструмента и соответствие его заявленных характеристик реальным показателям.
Например, мы приобрели пневматический гайковёрт с рабочим давлением 6атм. и расходом воздуха 7,5л/сек. Тогда для работы инструмента нужен компрессор, создающий давление 8 атм. с производительностью не менее 9л/сек. Следует обращать внимание на качество подаваемого воздуха. Оно должно отвечать тем требованиям, которые определены в инструкции по эксплуатации инструмента по влажности и содержанию масел.
Для обеспечения необходимого качества воздуха в компрессорах применяются фильтры и лубрикаторы. Без этого гайковёрт выйдет из строя гораздо ранее указанного в паспорте срока службы. Поэтому нужно иметь в виду, что при выборе мощного инструмента, возможно, придётся покупать к нему более сильный и производительный компрессор.
6. Завод-изготовитель инструмента.
Производители современных гайковёртов оснащают свою продукцию множеством вспомогательных ручек и переключателей, служащих для изменения различных характеристик инструмента, например, регуляторы оборотов и затягивающего момента. Однако усложнение инструмента может приводить к снижению его надёжности. Поэтому при выборе гайковёрта с различными «прибамбасами» нужно ориентироваться на тех производителей, которые уже зарекомендовали себя как изготовители надёжной техники. Особо привлекательны своей многофункциональностью китайские товары, однако, в плане надёжности они не внушают доверия, многие функции перестают функционировать в течение нескольких недель использования.
7. Вес и эргономика.
Простой ударный пневматический гайковерт. Крутящий момент 500 Нм
Внешнее исполнение и вес инструмента имеют большое значение при выполнении работ. Они напрямую влияют на производительность работы оператора, особенно при работе на конвейере. Все пневматические гайковёрты подразделяются по форме исполнения на пистолетные и цилиндрические типы, первые из которых получили большее распространение.
Пистолетная форма имеет ручку с противоскользящими прорезиненными накладками, удобную для удержания и работы инструмента в горизонтальном положении. Прямые цилиндрические формы более удобны для работы при вертикальном расположении инструмента. Удлинённый вал позволяет закручивать болты в углублённых и труднодоступных местах креплений.
По весу пневматические инструменты значительно легче своих электрических аналогов. Их вес составляет от 750гр. до 4кг. На машиностроительных и судостроительных предприятиях применяются профессиональные агрегаты, вес которых может достигать 10кг. Использование современных композитных материалов позволяет облегчить вес инструмента примерно наполовину.
8. Стоимость.
При выборе гайковёрта не следует действовать по принципу «чем дороже, тем лучше», так как это специфический инструмент. Здесь более важно, чтобы он максимально отвечал своему прямому предназначению. Перед покупкой нужно задать себе вопрос: «Какое направление вращения наиболее востребовано — на откручивание гайки или на закручивание?» Это существенно, так как в гайковёртах заявленный момент затяжки может достигаться только в одном направлении. Если на конвейерной линии сборочного цеха важно точно закручивать крепёж, то на СТО чаще приходится откручивать заржавевшие болты.
ratingstroy.ru
характеристики и описание, правила эксплуатации и выбор, плюсы и минусы
Пневматический гайковёрт является одним из наиболее популярных пневматических инструментов, предназначенных для обработки резьбовых соединений. Они надежно обеспечивают работу по закручиванию или раскручиванию гаек или болтов, особенно тех, что размещены в труднодоступных участках, также они хороши для высокой точности технологической сборки. С помощью такого гайковерта пневматического можно открутить или же закрутить один болт за считаные секунды.
Сферы применения
Пневматические инструменты данного типа широко применяются в таких отраслях как строительство и машиностроение. А еще они применяются в профессиональном автосервисе наряду с пневмотрещетками в качестве силовых инструментов, обеспечивающих производительную работу механика.
Особенности применения в СТО следующие:
- Гайковерты пневматические ударного типа активно применяют при шиномонтаже, а также при процедуре сборки и разборки автомобилей. Некоторые силовые съемники, а также специнструменты обладают такой конструкцией, благодаря которой их можно использовать с пневмотрещеткой или гайковертом одновременно;
- Некоторые профессиональные модели инструментов обладают большим крутящим моментом, простой конструкцией и высокой надежностью. Их можно применять даже в жестких условиях — в шиномонтажах и сервисах;
- Надежность обеспечивается благодаря использованию современных прочных ударных механизмов;
- Гайковерты обладают отличными эргономическими параметрами, поскольку их делают на основе магниевых сплавов, а еще они очень легкие;
- Грузовые варианты имеют высокую надежность и могут применяться с целью обслуживания грузового транспорта. Прочная конструкция и малый вес позволяют использовать грузовые гайковерты наравне с электрическими моделями.
Классификация моделей
Разные модели пневматических гайковертов отличаются по таким параметрам:
- Посадочному квадрату шпинделя;
- Расходу воздуха;
- Техническим параметрам;
- Моменту затяжки.
Современные гайковерты бывают трех основных видов:
- Прямыми;
- Угловыми;
- Пистолетного типа.
Ниже они будут рассмотрены максимально подробно.
Если говорить о прямых пневматических инструментах, то их рекомендуется применять в случаях, когда для откручивания или закручивания гаек следует приложить большие усилия. Ключевая особенность таких приспособлений заключается в том, что они имеют большой крутящий момент, благодаря которому они могут работать даже со старыми соединениями.
В данной модификации ось вращения шпинделя соответствует оси движения пневматического двигателя, а применяемый ударный механизм позволяет получать такие значения момента затяжки как 3500−4500 Нм.
Прямые конструкции весят немного и применяются для закручивания болтов или гаек диаметром до 42 мм.
Гайковерты углового типа обычно имеют механизм реверса. Крутящий момент в таких приспособлениях равен 100−120 Нм. Угловые инструменты российского производства чаще всего обладают ударным механизмом, а вот иностранные модели оснащаются преимущественно храповыми механизмами.
В отличие от прямых гайковертов ось шпинделя в таком случае размещена перпендикулярно корпусу.
Третий тип пневматических конструкций — это пистолетные гайковерты. По структуре они такие же, как и прямые. Однако, в отличие от них, кнопка управления на прямых инструментах находится на скобе, находящейся сзади, а в пистолетных моделях скоба отсутствует, но есть удобная рукоятка, на которой и находятся все кнопки регулировки и управления.
Особенности инструментов
Современные гайковерты в большинстве случаев оснащаются переключателем направления движения вала и регулятором крутящего момента. А еще посредством изменения давления на входе можно регулировать момент затяжки.
Во многих моделях давление воздуха имеет показатель около 6,3 атмосфер, а вот расход воздуха составляет от 500 до 1200 л/минуту.
Но при просчете расходе воздуха для данного оборудования нужно по-разному проводить измерения:
- С учетом количества воздуха, проходящего через инструмент в течение минуты при нажатом курке;
- С учетом количества воздуха и технических пауз.
Также модели отличаются друг от друга посадочными размерами квадрата шпинделя и присоединительной резьбой. Резьба бывает дюймовой или метрической. А разные размеры квадрата шпинделя могут вызывать затруднения с обеспечением сменными головками некоторых отечественных приборов. А вот с зарубежными инструментами дела обстоят иначе, поскольку в этом случае квадраты являются унифицированными и имеют определенные размеры.
А вот ударные головки для гайковертов могут иметь как стандартную длину, так и быть удлиненными. Ударная головка от обычной отличается по форме и толщине стенок. А чтобы при больших моментах затяжки равномерно распределить усилия, они оснащаются наличием выемок на внутренних гранях. Граней может быть четыре, шесть или двенадцать.
Материалов для производства головок используется на выбор два:
- Хромомолибден;
- Хромованадий.
Большей прочностью отличаются головки на основе хромомолибдена.
А некоторые производители предлагают покупателям и головки специального типа, предназначенные для сложных процедур. Достаточно популярными являются те, с помощью которых можно крутить гайки с заданной затяжкой, благодаря чему резьбу сорвать невозможно.
У ряда моделей шпиндель может быть простым, а может и удлиненным вплоть до 150 мм. А некоторые варианты комплектуются помимо головок еще и удлинителем и карданом, чтобы можно было выполнять работы в труднодоступных участках.
Корпуса гайковертов изготавливаются на основе композитных материалов, имеющих легкий вес.
Плюсы и минусы
Ключевым плюсом пневматических приспособлений является их высокая скорость работы и простота эксплуатации. С их помощью может работать новичок, человек в возрасте или же с ограниченными возможностями.
Есть и недостатки — это то, что отдельные узлы и детали имеют плохое качество исполнения, но это касается исключительно недорогих вариантов.
Правила эксплуатации
Чтобы пневматический инструмент был способен долго, продуктивно и без проблем работать, нужно соблюдать ряд правил его применения:
- Тот воздух, что подается на вход гайковерта, следует обогащать специализированным маслом. Также он обязан быть сухим. Чтобы удалить из него излишки влаги, применяйте специальные фильтры, а затем обогатите воздух маслом с использованием лубрикаторов. Если для вашей работы нужно использовать воздух, который не обогащен маслом и не осушен, то срок службы инструмента сократится;
- Использованный воздух по объему должен точно соответствовать паспортным данным приспособления;
- Независимо от того, какой тип пневматического оборудования вы используете, применяйте только ударные головки. В противном же случае вал очень быстро износится и его потребуется ремонтировать или менять.
Только при соблюдении всех установленных правил можно уверенно пользоваться инструментом и не переживать, что он быстро сломается.
Выбор гайковерта
Когда вы выбираете тот или иной вариант пневматического инструмента, обязательно учитывайте, насколько интенсивными будут работы. В частности, устройства профессионального типа используются для регулярных, но не продолжительных работ. А вот более дешевые модели можно использовать нечасто — не более 1−2 раз в неделю.
Еще при выборе обязательно учитывайте такой показатель как максимальный диаметр гайки или болта, с которыми может работать ваш инструмент. В частности:
- Бюджетные модели, работающие с диаметрами до 25 мм, предназначены преимущественно для небольшого шиномонтажа, а также мелкого, легкового или коммерческого транспорта;
- Оборудование для резьбы до 32 мм подходит для среднего коммерческого транспорта;
- Приборы для резьбы до 50 мм (в частности, сверхмощного типа) используются для тяжелой промышленности, с/х машин и тяжелой грузовой техники.
Пневматические гайковерты имеют универсальное применение и бывают разных типов. Как они устроены и правильно используются, было рассмотрено в данном материале.
tokar.guru
Устройство и принцип работы пневматического гайковерта, выбор компрессора, шланга, масла
Любой мастер знает, что самый трудоемкий процесс при монтаже конструкций или ремонте механизмов — это откручивание и закручивание резьбовых соединений. Но если для этих целей использовать пневматические гайковерты, то такая работа превращается в обыкновенную формальность. Этот удобный инструмент имеет множество преимуществ, а вот о нюансах его эксплуатации стоит узнать подробнее.
Устройство и принцип работы пневматического гайковерта
На рисунке ниже можно в деталях рассмотреть устройство пневматического гайковерта. Агрегат состоит из следующих элементов, помещенных в прочный металлический корпус.
- Высокопроизводительный пневмодвигатель.
- Ударный механизм.
- Патрон из легированной стали (упор).
- Регулятор крутящего момента, и реверс.
- Кнопка пуска.
- Штуцер, для подключения шланга от компрессора.
- Воздушный клапан.
Данный агрегат за счет отсутствия мотора значительно легче своего электрического собрата. Да и крутящий момент гайковерта имеет высокие показатели — от 300 до 2200 Нм (Ньютонов на метр).
Внутри агрегата можно выделить 2 основных силовых блока, каждый из которых предназначен для работы в разных режимах. Первый блок – это пневмодвигатель, передающий вращательное движение на головку инструмента. Второй блок – это узел, который создает ударные нагрузки. Пневмопривод вращается за счет прохождения через него сжатого воздуха, поступающего посредством шланга высокого давления от компрессора.
В корпусе аппарата имеются 2 канала. По каждому из них воздух направляется в разных направлениях относительно турбины. В первом случае воздух толкает турбину по ч. стрелке, то есть на закручивание, а во втором – против ч. стрелки, на откручивание крепежа. Распределяются потоки воздуха специальным переключателем.
Принцип работы пневматического гайковерта выглядит следующим образом.
- После нажатия на кнопку пуска открывается клапан, и поток воздуха из подсоединенного к корпусу аппарата шланга начинает движение через турбину, вращая ее.
- От турбины вращательное движение передается на ударный механизм, который по своему принципу действия напоминает муфту сцепления. В составе механизма имеются 2 кулачка сложной конфигурации. Ударное усилие формируется кулачками в тот момент, когда при отпуске крепежа не хватает крутящего момента.
- Далее, вращательное движение передается упору (патрону), на который одевается насадка под определенный размер гайки. В результате происходит закручивание либо откручивание крепежа. Некоторые воздушные гайковерты при закручивании не задействуют ударный механизм, процесс проходит в безударном режиме.
- Если гайка прикипела, то чтобы ее открутить, потребуется больше усилий, и в этот момент вращение упора прекращается.
- Молотки начинают отклоняться назад, одновременно проворачиваясь.
- На следующем этапе кулачки минуют зацепление с упором и, продолжая движение, набирают инерцию.
- Продолжая проворачиваться, кулачки снова вступают в зацепление с упором и наносят по нему удар (по направлению движения).
- Ударные импульсы продолжаются до тех пор, пока крепеж не “сорвется” с места.
Таким образом, с помощью ударного пневматического инструмента процесс откручивания тугих болтов и гаек происходит легко и быстро.
Выбор компрессора для пневмогайковерта
Многие автолюбители, покупая пневматический гайковерт, задаются вопросом, какой нужен компрессор для данного агрегата. В первую очередь, следует обратить внимание на его производительность по паспорту. Здесь имеется один нюанс: некоторые фирмы, выпускающие компрессоры, с целью увеличения продаж указывают производительность не на выходе, а на входе. Например, в документации к агрегату указана его производительность 210 литров в минуту. Значит, данный показатель нужно трактовать, как скорость нагнетания воздуха компрессором в себя, то есть в ресивер. На выходе же производительность может падать приблизительно на 30-40%. И получается, что агрегат на самом деле выдает только 146-127 л/мин.
Исходя из вышесказанного, можно понять, что если на компрессоре указана производительность 210 л/мин, то нужно выбирать гайковерт со значительно меньшими показателями скорости воздушной струи. Например, если рабочая скорость потока воздуха у инструмента равняется 200 л/мин, а компрессора по документации — 210 л/мин (реально – 146-127 л/мин), то таким инструментом ничего ни открутить, ни качественно закрутить у вас не получится.
К тому же, объем ресивера также играет важную роль. В бытовых агрегатах баллон может иметь объем всего 24-50 литров. При таких условиях гайковерт не сможет работать нормально. Даже при объеме ресивера 50 литров после нескольких секунд работы инструмента давление в нем значительно снижается, и для продолжения работы приходится ждать, пока оно восстановится. Поэтому ресивер компрессора должен иметь объем больше, чем 50 литров, а сам агрегат создавать давление в нем не ниже 6,2 кг/см². В противном случае аппарат не сможет развить необходимую мощность.
Но нельзя допускать и слишком высокого давления в системе. Превышение рекомендованного показателя давления пагубно сказывается на основных узлах инструмента, приводит их к быстрому износу и, как следствие — выходу гайковерта из строя.
Итог вышесказанного такой: если инструмент рассчитан на рабочую скорость воздуха 119 л/мин, а компрессор для гайковерта выдает 135 л/мин в реальности, то с его помощью можно без проблем откручивать и затягивать крепеж на колесах. Но не стоит забывать, что инструмент должен иметь крутящий момент не ниже 550 Нм.
Выбор шланга
Следует знать, что шланг, которым комплектуется компрессор, особенно китайского производства, не подойдет для эффективной работы гайковерта. Чаще всего данные шланги имеют внутреннее сечение около 6 мм. Такой пропускной способности шланга будет недостаточно, чтобы подать необходимый объем воздуха на пневмоинструмент. Им, разве что, можно сдувать пыль, применять для краскопульта, но не более. Даже накачка шин с его помощью забирает много времени.
Поэтому необходимо обзавестись другим шлангом с большей пропускной способностью. В идеале, это может быть газовый шланг, который приобретают в магазине газового оборудования. На нем будет видна маркировка (Пропан-Бутан), а также указано максимальное давление, которое он выдерживает, значение внутреннего диаметра.
Для чего компрессору нужен фильтр
Воздух, выходящий из компрессора, должен быть чистым, то есть без различный примесей, способных повредить гайковерт. Не все знают, что во внутреннем пространстве ресивера во время сжатия воздуха выпадает конденсат. Также в ресивер может попадать масло вместе с нагнетаемым воздухом, если механическая часть агрегата сильно изношена. Масло, смешиваясь с конденсатом (влагой), приобретает вид эмульсии и попадает внутрь инструмента через шланг, подключенный к нему. Данная эмульсия способна вызывать коррозию всех деталей механической части агрегата. По этой причине в сервисные мастерские нередко попадают гайковерты, заполненные водой и ржавчиной, с вышедшими из строя узлами.
Чтобы не доводить инструмент до такого плачевного состояния, на компрессор принято устанавливать фильтр-влагоотделитель. Внутри него располагается сетка-фильтр, изготовленная по специальной технологии из бронзы.
Воздух, проходя через фильтр, отдает влагу и теряет все примеси, которые попадают в отстойник. Обычно корпус влагоотделителя изготавливают из прозрачного материала для отслеживания количества загрязнений, накопившихся во время работы.
На отстойнике также имеется клапан (расположен снизу), через который все загрязнения легко удаляются.
О том, что фильтр загрязнен и не обеспечивает нужную скорость потока воздуха, можно определить по падению мощности инструмента. Гайковерт в первые секунды начинает работать в пределах нормы, но затем внезапно замедляется и теряет мощность. Объясняется этот факт тем, что запуск инструмента происходит за счет накопившегося воздуха в шланге, после чего его становится недостаточно из-за малой пропускной способности засоренного фильтра. В таких случаях фильтр вынимается, промывается в сольвенте, после чего хорошо продувается воздухом. В крайнем случае фильтр приходится менять. Его можно приобрести в магазинах, торгующих пневмоинструментом.
Выбор масла для гайковерта
К смазке данного пневматического инструмента следует относиться с особой серьезностью. Если агрегат может проработать без очищенного воздуха какое-то время, то без смазки он выйдет из строя очень быстро. Масло, поступающее на движущиеся части аппарата, снижает трение между ними, а также удаляет продукты износа в виде мелкой пыли. Данная пыль способна заполнять зазоры между лопастями и ротором, чем затормаживается их движение. В результате мощность инструмента значительно снижается. Решается проблема установкой в систему лубрикатора. На фото ниже показан его линейный тип.
Но установка “масленки” поможет продлить срок службы гайковерта только в том случае, если в нее залить специальную смазку, предназначенную только для пневматического инструмента, имеющую нужную вязкость.
Старайтесь приобретать масло для гайковерта, которое рекомендует производитель инструмента. В крайнем случае, следует использовать только масло синтетического типа, которое обладает хорошими противоизносными и антикоррозийными качествами и не имеет в своем составе силикона.
Заливать в лубрикатор трансмиссионное или моторное масло нельзя, поскольку оно имеет вязкость выше, чем требуется, и успешно “склеивает” лопасти пневмопривода, из-за чего агрегат теряет мощность.
Специальную смазку можно приобрести также в компаниях, предлагающих пневмоинструмент.
Правила нанесения смазки
Если по какой-либо причине вы не имеете возможности установить лубрикатор на ваш агрегат, то, из ситуации можно выйти следующим способом.
- Непосредственно перед запуском гайковерта необходимо открутить от него шланг и закапать в штуцер инструмента от 3 до 5 капель смазки.
- Далее, следует вернуть шланг на прежнее место и ненадолго включить агрегат (тридцати секунд будет достаточно). Благодаря данной операции произойдет равномерное распределение масла по всем подвижным узлам устройства.
Смазку таким способом необходимо проводить и перед длительным хранением инструмента. При использовании агрегата в интенсивном режиме масло следует закапывать в штуцер каждые 3-4 часа.
Хотя данный способ и помогает продлить срок службы гайковерта, он очень неудобен. Приходится прерывать работу и тратить время на очистку инструмента от загрязнений в районе штуцера, на подготовку смазки. Также во время проведения процедуры следует внимательно следить за тем, чтобы в агрегат не попала пыль. Именно по этим причинам рекомендуется устанавливать в систему лубрикатор, который всегда будет своевременно подавать смазку в инструмент.
Советы по эксплуатации пневматического гайковерта
Для продления срока службы пневматического инструмента рекомендуется прислушаться к некоторым советам от профессиональных мастеров.
- Не допускайте падения инструмента.
- Необходимо следить, чтобы пневмоинструмент находился вне зоны, где на него может наехать автомобиль.
- Чтобы увеличить мощность затяжки, не допускайте превышения давления в системе. Это приводит к быстрому износу агрегата.
- Не следует удерживать гайковерт длительное время под нагрузкой, поскольку такой режим работы быстро выведет ударный механизм из строя. Если “прикипевшие” гайка или болт не отворачиваются в течение 5 сек, то следует остановить работу агрегата, и заменить его на более мощный. Также рекомендуется использовать для проблемных болтов проникающие жидкости, которые есть в арсенале любого владельца авто: бензин, антифриз, керосин, солярка, тормозная жидкость. Правильнее всего нанести на резьбовое соединение специальную жидкость, например, WD-40.
- Не допускайте хранение инструмента вблизи огня, а также в местах с высокой температурой и влажностью.
Если выполнять данные нехитрые рекомендации, то ваш инструмент станет эффективным помощником при выполнении трудоемких операций, прослужит долго и оправдает вложенные в него средства.
tehnika.expert
Выбираем ударный пневмогайковерт Устройство и характеристики
Резьбовые крепежные элементы относятся к наиболее распространенным. Они представлены, в том числе, в основных узлах транспортных средств, в связи с чем работу с ними приходится осуществлять не только при производстве, но и при обслуживании. Для ускорения и механизации таких работ служат специализированные устройства, представленные гайковертами. В данной статье рассмотрено, как выбрать ударный пневмогайковерт.
Принципы выбора
Далее приведены и обсуждены основные критерии выбора пневматического гайковерта.
Технические характеристики
Скорость вращения ротора определяет скорость работы. Данный параметр может доходить до 8000 об/мин. При применении устройств с большим его значением требуется осторожность вследствие затрудненного контроля степени затяжки, что может повлечь срывание резьбы, особенно небольших крепежей. Регулировка частоты вращения ротора осуществляется посредством изменения давления компрессора. Рекомендуется приобретать устройство с частотой вращения от 3000 об/мин.
Крутящий момент определяет мощность гайковерта. При небольшом значении происходит слабая затяжка, и крепления быстро ослабевают под влиянием переменных нагрузок. Чрезмерный момент приводит к перенапряжению в резьбе, влекущему быстрое ее разрушение. Диапазон данного параметра для гайковертов составляет 30-6000 Нм, однако для пневматических моделей он уже (300-2200 Нм). Например, следует рассматривать варианты с показателем от 100 Нм, подбирая для шиномонтажа. Нужно учитывать, что заявленное значение крутящего момента достигается только в основном направлении вращения. Некоторые устройства оснащены регулировкой, включающей обычно 3-5 режимов. Принцип ее функционирования состоит в ограничении нагнетаемого воздуха, приводящем к сокращению крутящего момента.
Размер шпинделя подбирают на основе используемых крепежных элементов. Так, для автомобильных деталей, где преобладают крепежи резьбой диаметром 25 мм, требуется шпиндель 0,5 дюйма. Дюймовый шпиндель подходит для крепежей с резьбой 25-32 мм, полуторадюймовый – для резьбового диаметра от 50 мм.
Рассмотренные выше характеристики взаимосвязаны. Так, гайковерты с высокими оборотами характеризуются высоким крутящим моментом, следовательно, ориентированы на большие крепежные элементы и оснащаются крупными шпинделями. Нужно учитывать, что мощные инструменты требуют соответствующих компрессоров и больших затрат, поэтому их приобретение не всегда целесообразно. В целом для постоянных работ рекомендуется приобретать компрессор с запасом мощности в 40%.
В случае подбора инструмента под имеющийся компрессор учитывают для гайковерта, какое давление и расход воздуха он имеет. В случае превышения его потребностями производительности компрессора не достижима полная мощность инструмента.
Конструктивные особенности
Как было отмечено, для пневмогайковертов существует ряд дополнительных приспособлений.
Ударные пневмогайковерты ввиду импульсного вращающего воздействия по производительности значительно превосходят обычные аналоги. Во-первых, они способны демонтировать более тугие соединения. Во-вторых, ударные гайковерты обеспечивают требуемую плотность создаваемых соединений, избавляя от необходимости контрольной затяжки крепежа.
Реверс значительно расширяет функциональность инструмента, позволяя применять гайковерт как для демонтажа, так и для сборки, поэтому наличие его также очень желательно.
Регулятор крутящего момента наоборот весьма дорог, поэтому не всегда целесообразен, учитывая, что в большинстве случае затягивание осуществляют произвольно при погрешности до 20%. Особо актуален он при работе с малыми крепежными элементами на высокомощных моделях.
Однако нужно учитывать, что обычно усложнение конструкции ведет к снижению надежности.
Важным фактором функционирования пневмогайковерта является совместимость с компрессором. Она определяется такими параметрами, как рабочее давление и расход воздуха. Оптимальным считают такое сочетание оборудование, когда компрессор превосходит гайковерт в 2 раза по рабочему давлению и в 1,2-1,3 раза по расходу воздуха. Например, для гайковерта расходом воздуха 7,5 л/сек и рабочим давлением 6 атм., в соответствии с приведенным правилом, подойдет компрессор производительностью 9 л/сек и давлением 8 атм. Это обеспечивает соответствие оборудования заявленным характеристикам и надежность. Следовательно, мощность пневмогайковерта напрямую определяет требуемую эффективность компрессора. При этом нужно различать производительность последнего на входе и выходе. Так, некоторые производители приводят входное значение, определяющее скорость нагнетания воздуха в ресивер. Выходная производительность ниже на 30–40%. Например, при заявленном значении 210 л/мин компрессор будет нагнетать воздух в инструмент со скоростью примерно 140 л/мин. К тому же следует учитывать объем компрессорного ресивера. Данный параметр определяет стабильность функционирования гайковерта. Так, в небольших ресиверах бытовых компрессоров давление сразу же после начала работы существенно снижается, что вынуждает приостановить ее. Поэтому рекомендуется использовать для гайковерта компрессор давлением от 6,2 кг/см3 с ресивером объемом от 50 л. Однако недопустимо и чрезмерное давление в системе, так как оно приводит к ускоренному износу гайковерта.
Помимо этого, важно качество нагнетаемого воздуха. Оно определяется такими параметрами, как влажность и содержание масла, указанными в инструкции инструмента. Недостаточная степень очистки воздуха лубрикаторами и фильтрами компрессора приведет к быстрому износу пневмогайковерта. Кроме самого компрессора важны особенности шланга, соединяющего его с гайковертом. Нужно учитывать, что стандартных шлангов большинства компрессоров внутренним диаметром 6 мм недостаточно для подключения к многим пневмоинструментам ввиду малой пропускной способности. Весьма подходящими считают шланги для газового оборудования.
Прочие параметры
Помимо того, как устроен гайковерт, и эксплуатационных параметров большое значение имеет удобство применения, определяемое, прежде всего, такими параметрами, как размеры и масса.
По форме корпуса пневмогайковерты классифицируют на пистолетные и цилиндрические. Первые более удобны для удержания в горизонтальном положении. Цилиндрическая форма больше подходит для вертикальных работ, а удлиненный вал обеспечивает возможность работы в труднодоступных и углубленных местах. В настоящее время наиболее распространены модели первого типа.
Кроме того, существуют угловые модели, рассчитанные на работу с крепежами сбоку. Их рукоятка представляет плечо усилия. Такие гайковерты удобны для специфических случаев, однако для большинства работ их использовать нецелесообразно ввиду усложненной конструкции и большей стоимости.
Что касается размеров, рекомендуется выбирать компактные гайковерты на случай работ в труднодоступных условиях.
По массе пневмогайковерты существенно уступают электрическим моделям. Для большинства вариантов она составляет 0,75-4 кг. Вес профессиональных инструментов достигает 10 кг. Наиболее современные гайковерты с корпусами из композитных материалов примерно в 2 раза легче обычных аналогов. Однако нужно учитывать, что легкие инструменты не всегда лучшие. Так, высокомощные модели небольшой массы сложно удерживать.
Многие модели гайковертов оснащают дополнительными приспособлениями вроде ручек и накладок. Последние весьма полезны при работе в холодных условиях, а также в целом способствуют лучшему удержанию. Наличие боковой ручки особо актуально для компактных инструментов для повышения силы затяжки.
К тому же основные особенности пневмогайковертов могут значительно зависеть от производителя. Нужно учитывать, что для многих малоизвестных брендов характерно завышение показателей инструментов. В целом рекомендуется приобретать дорогие европейские модели.
Наконец, следует учитывать, что для гайковерта как для специфического инструмента стоимость не определяет качества. Основным критерием выбора, определяющим все рассмотренные выше параметры, является назначение.
Устройство и принцип работы
Приводящий элемент пневмогайковерта представлен пневматическим двигателем, включающим ротор. Он осуществляет преобразование давления воздуха во вращение. Для подвода воздуха к нему служат два канала, подходящие с разных направлений (для моделей с реверсом). Основной функциональной деталью является цилиндрический упор со сменной головкой. Для передачи ему вращения ротора служит рама, которая к тому же удерживает два молотка, представленных металлическими кольцами. Корпус оснащен спусковым крючком, штуцером для компрессорного шланга, ручкой. Некоторые модели комплектуют съемной дополнительной ручкой, рассчитанной на установку в различных положениях. Гайковерты комплектуют набором насадок. Наиболее прочные среди них из каленой стали отличаются черным цветом. Они значительно более долговечны и устойчивы к ударным нагрузкам.
Пневмогайковерты питаются от компрессора, как работают и прочие пневматические инструменты. Принцип работы пневмогайковерта состоит в передаче посредством молотков и рамы на упор вращения приводимого сжатым воздухом ротора путем воздействия на лопатки.
Принцип функционирования реверсивного механизма состоит в переключении каналов подачи воздуха, вследствие чего направление вращения ротора изменяется. Это обеспечивает возможность раскручивания и закручивания крепежей.
При необходимости приложения большого усилия к крепежу происходит проворачивание молотков при стационарном положении упора, вследствие чего молотки зацепляются с ним. Далее они совершают обратный оборот, набирая инерцию, и, подойдя к точке зацепления, совершают удар по упору. В случае сохранения положения крепежа операция повторяется. Ввиду этого ударные гайковерты подходят для тугих крепежей. Безударный пневмогайковерт лишен данной возможности.
Таким образом, гайковерты дифференцируют на оснащенные ударным механизмом и без него. Ударные модели отличаются большим крутящим моментом и повышенным риском срыва шляпки болта и резьбы.
Эксплуатация
Пневматические гайковерты востребованы, прежде всего, в организациях, обслуживающих транспортные средства: автосервисах и мастерских, шиномонтажках, базах сельхозтехники, железнодорожных депо, авиабазах. Для бытовых целей пневматические модели применять нецелесообразно. Также неуместен пневмогайковерт для гаража.
Выше было обсуждено как выбрать пневмогайковерт. Зная особенности работ в каждой сфере, легко понять, какой требуется инструмент. Так, профессиональный пневмогайковерт для автосервиса представлен компактным, легким устройством не максимальной мощности. Хорошо подходят угловые варианты. Для шиномонтажек рекомендуют высокопроизводительные модели с малым расходом воздуха и небольшой массой.
Ударные пневмогайковерты обычно применяют при работах с крупным крепежом. Обычные аналоги больше подходят для точной затяжки креплений с определенным усилием. В случае использования их для крупного крепежа (от 24 мм) приходится дополнительно подтягивать его вручную. Для крупноразмерных крепежных элементов используют гайковерты с высоким крутящим моментом. Например, в шиномонтажных мастерских применяют модели со значением данного параметра от 100 Нм. Для сложных производственных задач, где разные узлы требуют различные степени затяжки, нужны пневмогайковерты с изменяемым крутящим моментом.
Не следует работать на чрезмерно высоких оборотах, так как это усложняет контроль степени затяжки, что может привести к срыву резьбы. С целью продления срока службы не рекомендуется длительное время пользоваться гайковертом под нагрузкой. Так, в случае невозможности демонтажа крепежа на протяжении более 5 сек. следует приостановить работы для замены устройство на более мощное либо обработки соединения смазочной либо проникающей жидкостью.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
stankiexpert.ru
Как выбрать пневматический гайковерт. Виды, характеристики.
Гайковерт – крайне полезный и нужный инструмент в быту, во время ремонта и в гараже. Каждый, кто однажды попробует его в действии, больше не захочет возвращаться к обычным гаечным ключам. Пневматический ударный гайковерт значительно сэкономит время, сбережет ваши силы и нервы. С его помощью вы с легкостью открутите/закрутите ржавые гайки в труднодоступных местах. Особенно актуально это будет для любителей поковыряться в авто. Незаменим он и для тех, кому приходится иметь дело с ржавыми, прикипевшими гайками.
Однако, разнообразие пневмогайковертов такое большое, что даже вгоняет в ступор и вызывает немало вопросов. В этой статье мы разберемся, что из себя представляет этот инструмент, как выбрать ударный пневматический гайковерт для разных целей и не ошибиться.
Что внутри пневмо гайковерта и как он работает?
Инструмент имеет металлический, чаще пластмассовый облегченный корпус, рукоятку, кнопку пуска и штуцер, через который подключается компрессор. Двигатель состоит из ротора и механизма обратного вращения, реверса. Инструмент внутри оснащен рамой, которая удерживает два кольца-молотка. Функция рамы – передавать вращение ротора на упор. На этом цилиндрическом упоре находится головка гайкодержателя. Это сменная деталь, которая меняется в зависимости от размера гайки. Собственно, она и осуществляет вращение, с помощью которого вы успешно откручиваете и закручиваете гайки.
Прежде, чем задаваться вопросом, как выбрать ударный пневмогайковерт, давайте вкратце разберемся, как он работает. Инструмент работает за счет давления сжатого воздуха. К гайковерту подключается компрессор. При нажатии на кнопку старта, сжатый воздух давит на лопатки ротора, тем самым приводит его в движение, далее движение передается на цилиндрический упор, который собственно и крутит гайку. Благодаря наличию переключателя, можно быстро изменить направление движения ротора, то есть или откручивать или закручивать гайку.
Преимущества пневматического гайковерта
Если вы не знаете как правильно выбрать пневмогайковерт и вообще, стоит ли его выбирать, давайте разберемся, чем он лучше других видов гайковертов:
- Пневмогайковерты отлично подходят для «спартанских» условий, они автономны, то есть не зависимы от розеток, им не страшна влажность и агрессивные условия работы.
- Они довольно износостойкие и прочные. Его можно заставлять работать долго и без перерывов, он все это выдержит. Для профессионалов это очень актуально. При этом инструмент очень долго изнашивается.
- Легкая конструкция. Когда вы задумываетесь над тем, какой пневматический гайковерт выбрать, обратите внимание на вес изделия. Если вы планируете проводить долгое время с инструментом в руке, такой вариант вам понравится. У него нет тяжелого электродвигателя.
- Наличие функции реверса позволяет с легкостью не только закрутить, но и раскрутить или ослабить гайку.
Как выбрать пневматический гайковерт?
Данный инструмент имеет широкий спектр использования. Он будет полезен при выполнении строительно-монтажных работ, в гараже и в быту. Впрочем, для бытовых целей можно подобрать что-то попроще и подешевле, ведь чаще всего он пригождается крайне редко. Давайте рассмотрим, какой пневматический гайковерт выбрать для гаража или стройки, исходя из его характеристик:
- Ударный механизм. Он может быть, а может и отсутствовать. Если вам приходится работать с ржавыми, прикипевшими гайками, выбирайте гайковерт с ударным механизмом. Он позволит быстро срывать старые гайки, что значительно упростит вашу работу и повысит производительность работы. Пневматический ударный гайковерт незаменим в автомобильных мастерских, при работе со старой сельскохозяйственной техникой, в ж/д депо и прочих «горячих точках», где нужна тяжелая артиллерия. Ударный гайковерт лучше выбирать для работы с крупными гайками. Если же вы планируете работать с мелкими деталями, которые нужно затягивать с определенным усилием – лучше выбирайте безударный гайковерт.
- Скорость ротора. Еще одна важная характеристика пневмогайковерта – скорость вращения. Чем она больше – тем быстрее можно выполнять работу. Однако, не спешите радоваться, быстрее – не значит лучше. В работе с мелкими гайками лучше не увлекаться скоростью, иначе можно легко не рассчитать силу затяжки и сорвать резьбу. Частота вращения меняется путем изменения давления в компрессоре. Но будьте осторожны с большим давлением, а лучше не поленитесь и прочитайте инструкцию, где четко указаны допустимые границы. Этот параметр варьируется в пределах от 3000 до 8000 оборотов в минуту при холостом ходу.
- Диаметр шпинделя. Если вы не знаете, какой выбрать пневмогайковерт, подумайте в первую очередь для каких целей он вам нужен. Ведь от этого зависит размер шпинделя. Чем он больше, тем большего диаметра гайки можно будет закручивать/откручивать. К примеру, для работы с гайками не больше 25 мм в диаметре подойдет инструмент с диаметром шпинделя в полдюйма. 2/3 дюйма подойдет для работы с гайками до 32 мм, и 1 дюйм для гаек 50 мм.
- Момент затяжки. Если не знаете, какой лучше купить пневмогайковерт, обратите внимание еще и на этот параметр. Момент затяжки может варьироваться в пределах 30-3000 Нм. Выбор зависит опять же от ваших целей. Если вы будете использовать инструмент в работе с автомобилями, подойдет гайковерт с затяжным моментом не меньше 100 Нм. Если этот показатель больше, чем необходимо для конкретной задачи, есть вероятность повреждения резьбы. Если меньше – гайка просто будет не надежно закрепляться и быстро расшатается.
- Рабочее давление и расход сжатого воздуха. Чтобы гайковерт прослужил как можно дольше и эффективно работал, нужно позаботиться о его совместимости с компрессором. Лучше всего, когда производительность компрессора раза в полтора больше, чем расход сжатого воздуха, а давление в компрессоре превышает рабочее давление гайковерта на 2 бара. При таких условиях ваш инструмент покажет наилучшую свою эффективность и прослужит вам долго.
- Корпус. Выбор формы корпуса имеет значение, поэтому это характеристикой не стоит пренебрегать. Пневматические гайковерты бывают пистолетные (угловые) и цилиндрические (прямые). Первый вариант более популярный, он имеет сбалансированный центр тяжести и довольно удобный. Но если вам приходится работать в труднодоступных местах, где рукоятка пистолетной модели будет мешать, а рука уставать, лучше выбирать цилиндрический гайковерт. Он имеет цилиндрический корпус и удлиненный вал, который позволит без проблем добраться туда, куда обычный гайковерт не достанет. Старайтесь выбирать инструмент с прорезиненными накладками на рукоятке для комфортного пользования. Обратите внимание и на вес. Но помните, что чем мощнее инструмент и чем выше у него технические показатели, тем тяжелее он будет.
Сегодня многие производители, особенно китайские, предлагают гайковерты с множеством новомодных наворотов. Но стоит подумать, нужны ли вам все эти функции, которые не факт, что долго прослужат. В первую очередь гайковерт должен быть надежным и долговечным.
Важно. Не стоит выбирать гайковерт, исходя из его стоимости. Не думайте, что чем дороже – тем лучше. Выбирайте инструмент, опираясь на свои цели и технические характеристики пневмогайковерта. И конечно, лучше отдавать предпочтение проверенным производителям, ибо скупой платит дважды. А ведь хочется, чтобы инструмент прослужил как можно дольше.
rabotai-sam.ru