Ширина дорожной полосы – Ширина дорожной полосы автомобильной дороги ГОСТ

Проезжая часть и полоса движения

«Проезжая часть» — элемент дороги, предназначенный для движения безрельсовых транспортных средств.

«Полоса движения» — любая из продольных полос проезжей части, обозначенная или не обозначенная разметкой и имеющая ширину, достаточную для движения автомобилей в один ряд.

На первый взгляд достаточно простые термины, но тем не менее есть вопросы, которые вызывают долгие споры.

Проезжая часть

Элементы дороги

Акцент в этом термине на безрельсовые транспортные средства.

Трамвайные пути — не являются проезжей частью.

  • По трамвайным путям в особых случаях разрешено движение безрельсовых транспортных средств, но они для этих целей не предназначены. Трамвайные пути находятся  не «на» проезжей части, а «слева от» — в случаях, когда допускается движение по ним.

    Рельсы слева от проезжей части»

    Полоса проезжей части

    Из определений «дорога» и «проезжая часть» — «полоса движения» является третьим по вложенности элементом дороги.

    Основной элемент — дорога, включает в себя проезжую часть, а элемент проезжей части — это полоса движения. Исходя из этих терминов существование полосы движения невозможно без дороги. Долгое время существовал спор о наличии проезжих частей во дворах и на других прилегающих территориях.

    Вопрос этот закрыт Решением Верховного суда РФ по делу № АКПИ12-205 от 17 апреля 2012 года с рассмотрением противоречий Правил дорожного движения РФ и конвенции о дорожном движении. В частности данное решение содержит, что элементы улично-дорожной сети могут располагаться на прилегающих территориях.

    на прилегающих территориях могут располагаться элементы улично-дорожной сети (проезжая часть, тротуар и прочее), совокупность которых представляет собой дорогу согласно определению термина «дорога» в пункте 1.2 Правил

    С одной стороны это выходит за строгие рамки описанных элементов по тексту, с другой стороны входит в логические рамки. Прилегающие территории предназначены в том числе и для движения транспорта, там же происходят дорожно-транспортные происшествия и движение регулируется этими же правилами. В конфликт вступают нормативные документы по строительству дорог, а следом и средства организации дорожного движения. Иногда невозможно визуально отличить дорогу и прилегающую территорию без выяснения за кем определен конкретный участок земли. На прилегающих территориях не строят дороги, как линейные строительные объекты, но отдельные элементы могут образовать дорогу в контексте Правил дорожного движения. За организацию движения на прилегающей территории отвечают иные ведомства, которые занимаются движением на улично-дорожной сети.

    Возвращаясь к полосам движения их также зачастую невозможно разметить по нормативным документам (например обеспечить ширину в 3 метра, обозначать соответствующими знаками пересечения и так далее. Но опять же в контексте терминов ПДД полосы движения есть и на прилегающих территориях.

    Обозначенная или не обозначенная разметкой

    Из абзаца выше, по нормативным документам возможно обозначить только полосы на соответственно «нормативных» дорогах. Средства организации дорожного движения на прилегающих территориях также могут применяться, но в зависимости от ситуаций требования их могут отличаться. Например, часто можно увидеть на заправках и парковках знак 5.5. «Одностороннее движение», но так как «нормативной» дороги нет, то и двигаться по одностороннему движению с нарушением тут не получится. На этой же парковке с противоположной стороны висит «Кирпич» — он уже не привязан к дороге, и за нарушение этого знака выпишут правомерный штраф. На парковка часто можно встретить разметку узких полос и никто не будет выписывать штраф за нарушение такой разметки и выезды на встречку за пересечение сплошной линии. Предписывающие знаки и знаки приоритета необходимо выполнять. И так далее, случаев много.

    Продольная полоса

    И даже в «продольности» полосы возникают споры. Есть продольная полоса в профиле «нормативной» дороги, а есть продольная полоса по направлению дороги.

    Продольная полоса

    Тут следует посмотреть от противного и представить не продольную полосу — вариант подходящий для ПДД станет очевидным.

    Профиль проезжей части с продольной полосойПродольная полоса  проезжей части

    Вполне подходит к определению, полоса идет вдоль поверхности проезжей части. Это выглядит нелепо, до тех пор пока физически ширина дороги не изменяется. При сужении дороги кто то допускает такое расположение полосы движения поперек проезжей части.

    Сужение дороги

    Ширина полосы движения

    «Имеющая ширину, достаточную для движения автомобилей в один ряд.»

    Тут спор вызывает некий вывод о запрете движения двух автомобилей в одной полосе. Такой вывод не имеет оснований. Термин определяет полосу движения. И если ширина достаточна для движения автомобилей в один рад — это полоса движения, если недостаточно — это не полоса движения. В различных условиях количество полос может изменятся при сохранении ширины. Основа выбора количества полос  — это соблюдение безопасного интервала между транспортными средствами.

    Пример увеличения количества полос при сохранении исходной ширины в проекте probok.net:

    Добавление полосы движения за счет сужения других полос

    ruspdd.ru

    Ширина дороги может «амнистировать» за выезд на встречку

    Согласно действующему СНиП 2.05.02-85 «Дороги для движения автотранспортных средств» ширина полос предусматривается действующей категорией дороги и может составлять 3,75 м, 3,5 м, и 3 метра.

    Минимальная ширина части для авто движения при 4-х полосной эксплуатации должна составлять – 15 метров, т.е. ширина полос на этой дороге составляет 3,75 метра. В СНиП 2.07.01-89 «Городская застройка» допускается полоса равная 2,75 м.  для проездов, а непосредственно для 4-х полосного движения минимальная

    ширина дороги должна равняться– 14-ти метрам. Что закреплено в ГОСТ Р 52289-2004: «При осуществлении разметки дорог ширина полосы движения принимается с учетом отдельной категорий дорог, что соответствует требованиям действующих строительных правил и норм. На дорогах, профиля поперечного расположения которых не отвечают требованиям действующих норм и правил в области строительства, ширина данной размечаемой полосы передвижения должна составлять не менее трех метров. Допускается уменьшать ширину дороги, либо одной ее полосы предназначенной для передвижения легковых автомобилей, до отметки в 2,75 м при главном условии введения некоторых ограничений в режим движения». 

     

    Таблица ширин полос в зависимости от категории дороги по СНиП 2.07.01-89

    Категория дорог и улиц

    Расчетная скорость движения, км/ч

    Ширина полосы движения, м

    Число полос движения

    Магистральные дороги:      
    скоростного движения

    120

    3,75

    4-8

    регулируемого движения

    80

    3,5

    2-6

    Магистральные улицы:      
    общегородского значения:      
    непрерывного движения

    100

    3,75

    4-8

    регулируемого движения

    80

    3,5

    4-8

    районного значения:      
    транспортно-пешеходные

    70

    3,5

    2-4

    пешеходно-транспортные

    50

    4

    2

    Улицы и дороги местного значения:      
    улицы в жилой застройке

    40

    3

    2-3*

    30

    3

    2

    улицы и дороги научно-производственных, промышленных и коммунально-складских районов

    50

    3,5

    2-4

    40

    3,5

    2

    парковые дороги

    40

    3

    2

    Проезды:      
    основные

    40

    2,75

    2

    второстепенные

    30

    3,5

    1

    Пешеходные улицы:      
    основные

    1

    По расчету

    второстепенные

    0,75

    То же

    Велосипедные дорожки:      
    обособленные

    20

    1,5

    1-2

    изолированные

    30

    1,5

    2-4

     

     

    Тем самым, при ширине дороги менее 12-ти метров (4*3 м) говорить о использовании 4-х полос абсолютно бессмысленно. Действительно ширина 4-х полосной дороги должна составлять 14 метров в городе и около 15-ти метров за городом.

    Много это либо мало? Ширина машины ВАЗ-2110 с закрепленными зеркалами составляет порядка 1875 мм, т.е. четыре авто займут 7,5 метров. Пусть между ними закреплен промежуток равный 0,5 метрам. Итого, для плотного разъезда требуется около 9-ти метров. Вот этим постулатом и пользуются разные нерадивые инспектора: четыре авто разъедутся? Разъедутся! Следовательно, 4 полосы, значит ст.12.15 п.3 или 4 КоАП. Не нужно стеснятся, нужно измерять ширину дороги.

    Измерять нужно исключительно реальную ширину. К примеру, зимой дорога сужена из-за наличия снежных отвалов. Производите замер ширины от края отвала до второго края отвала, а не ищите бордюр под ними. Не требуется принимать во внимание и уширение на местности.

    Еще по теме:

    Проезд перекрестка на желтый сигнал светофора
    Почему в суде лишают водительских прав?
    Выезд на полосу встречного движения на перекрестке с разделительной полосой
    Нарушение ПДД? Прав тот, кто знает правила
    185 приказ ГИБДД полезно знать водителям автомобилей 

    www.100ls.ru

    9.2 Дороги, имеющие четыре полосы и более

    9.2. На дорогах с двусторонним движением, имеющих четыре или более полосы, запрещается выезжать для обгона или объезда на полосу, предназначенную для встречного движения. На таких дорогах повороты налево или развороты могут выполняться на перекрестках и в других местах, где это не запрещено Правилами, знаками и (или) разметкой.

    На четырехполосных дорогах все полосы могут быть обозначены разметкой (двойная сплошная линия для разделения встречных потоков — 1.3 и пунктирные линии 1.5 или сплошные линии 1.1 для разделения попутных направлений.

    Четыре полосы движения обозначены разметкой
  • Возможно обозначение только двойной сплошной линией — 1.3 по центру для разделения потоков, при этом в соответствии с назначением разметки 1.3 дорога будет иметь четыре или более полос.

    Четыре полосы движения обозначены только двойной сплошной

    Определить четырехполосную дорогу без разметки возможно только зная точную ширину проезжей части. По нормативам ширина каждой полосы такой дороги равна 3,5 метра, но в некоторых условиях допускается сужение до 3 метров. Таким образом минимальная ширина двухсторонней проезжей части для применения пункта 9.2 Правил дорожного движения составляет 12 метров.

    При отсутствии разметки на двух или трехполосных дорогах, следуя пункту 9.1 Правил возможно движение по четырем полосам. Такие полосы определяются водителями. Их количество может меняться в зависимости от габаритов транспортных средств, скорости движения и выбранного безопасного интервала. На дороге же количество полос будет столько сколько спроектировано и построено. Применять пункт 9.2 при квалификации нарушений на дорогах шириной менее 12 метров неправомерно.

    Полосы движения определенные водителями

    На всех иллюстрациях выше изображена типовая дорога, имеющая четыре полосы движения шириной 14 метров. Чем медленнее скорость, тем плотнее движутся транспортные средства.

    Обратная сторона, если движение на четырехполосной дороге по крайней правой полосе невозможно (дорожные работы, препятствия в виде сугробов и прочее) такая дорога не становится уже на ширину препятствия.

    Минимальная ширина двухсторонней проезжей части дороги, имеющей 4 полосы — 12 метров.

    Не учитываются переходно-скоростные полосы, дополнительные полосы на подъем, заездные карманы мест остановок маршрутных транспортных средств в соответствии с п.9.1 Правил.

    На встречку запрещено

    Пункт 9.2 устанавливает запрет выезда на встречную полосу для обгона или объезда — этим список маневров ограничен и не имеет никаких допущений для объезда препятствий, даже если это невозможно в пределах попутной полосы. В этом случае объезд препятствия без нарушения Правил дорожного движения невозможен. Причем наличие или отсутствие разметки значения не имеет. Однако такое нарушение Правил не повлечет за собой состава административного правонарушения, то есть штрафовать за такое нарушение неправомерно.

    Объезд препятствия запрещен Правилами

    Возможна организация движения по встречной полосе на дорогах с разделительными полосами или трамвайными путями(о трамвайных путях подробно в комментарии к термину «Проезжая часть»). Для этого применяют дорожные знаки 6.19.1 или 6.19.2 — «Предварительный указатель перестроения на другую проезжую часть».

    Организованный выезд на встречную полосу

    Материалы по теме: «Когда выезд на встречную полосу разрешен«, «Что такое встречка?«

    Повороты и развороты разрешены

    Далее идет интересное предложение о поворотах и разворотах — эти маневры разрешены при отсутствии запретов Правилами. Это предложение было добавлено в связи с частой практикой привлечения водителей за «выезд на встречную полосу в нарушение правил» с последующим лишением водительских прав. По факту же поворот это пересечение встречной полосы, а разворот смена встречной полосы на попутную. О каком либо выезде на встречную полосу по логике нет. В это же время в кодексе об административных правонарушениях была разделена ответственность за выезд на встречную полосу с нарушением ПДД и штрафы за поворот или разворот.

    Материалы по теме разворота: «Разворот вне перекрестка«, «Можно ли совершить разворот через трамвайные пути?«.

    Количество полос на дороге не влияет на запрет совершения маневров поворот и разворот.

    ruspdd.ru

    Какой ширины должна быть полоса движения?

    Беда пришла в наш с вами общий дом. Безграмотные инноваторы взялись перекраивать старые ГОСТы касающиеся ширины проезжей части. Мы постараемся вам объяснить, почему этого нельзя делать, и к чему может привести столь необдуманное решение

    И снова автолюбители испуганно замерли в ожидании очередного «подарка» от властей. Росстандарт, ссылаясь на европейский опыт, предлагает уменьшить ширину полос на наших дорогах. Причем, сразу на полметра! Представители этого ведомства утверждают, что «при скорости 50 км/ч комфортная ширина полосы составляет примерно 3-3,25 метра». Напомню, что по «старому» ГОСТу (ГОСТ Р 52399-2005), впервые принятому еще во времена СССР, на дорогах первой и второй категории она должна составлять 3,75 м., а на дорогах третьей и четвертой – 3,5 м.

    Признаюсь, что я плохо учился и частенько прогуливал занятие в гаражах, но даже я знаю, что цифры эти взялись вовсе не с потолка чиновничьего присутствия. А вот в нынешнем Росстандарте этого похоже не знают. Видимо, авторы этого предложения, призванного «увеличить пропускную способность дорог и снизить аварийность» учились еще хуже меня и такого термина, как динамический габарит автомобиля, никогда не слышали. Жаль. Так послушайте хотя бы сейчас!

    В любом специализированном учебнике или даже в методичке написано, что даже на прямолинейных участках дороги автомобиль движется не по прямой, а по кривым больших радиусов. Под воздействием ударов колес о неровности, поперечного уклона или бокового ветра он всегда, так или иначе, отклоняется от заданного направления, и водитель вынужден рулем корректировать эти отклонения. Таким образом, динамический габарит машины всегда заметно отличается от ее собственных габаритов. В тех же самых учениках сказано, что ширина динамического габарита зависит от скорости движения. Например, при скорости 35 км/ч динамический габарит превышает габаритную ширину автомобиля на 35—45%, а при скорости 70 км/ч — на 60— 70%. Понятно? Вроде бы ничего сложного. А если понятно, то давайте прикинем, какая же должна быть полоса на самом деле.

    Принято считать, что собственная ширина современного легкового автомобиля составляет от 1,6 – 1,8 м. А у большого внедорожника вполне может быть и два метра ровно. И это, внимание, без учета зеркал! А в данном случае, их придется учитывать. Так, например, полная ширина «трешки» BMW будет 2,05 м, более крупной Audi A6 – 2,1 м. В статике все вроде бы нормально. И тот, и другой автомобиль легко помещается на суженую полосу. Но в динамике картина меняется. Для того же Audi A6 на скорости 30 км/ч потребуется полоса шириной 3,05 м., а на 50 км/ч – 3,27. И это, заметьте, впритык, без какого-либо запаса. Чтобы удерживать автомобиль в столь узком коридоре водителю придется напрягаться. О какой «комфортной ширине» мы говорим?!

    С «Газелькой» все еще хуже. Ее ширина (тоже с зеркалами) составляет 2,5 м. Это значит, что ее динамический габарит на скорости 50 км/ч составит уже 3,8 м. Между прочим, аккурат по «старым» ГОСТам!

    А знаете ли вы, господа новаторы, что, например, в повороте динамический габарит автомобиля увеличивается? А знаете, что также он зависит от навыков водителя и его способности своевременно оценить отклонения автомобиля от заданной траектории? А то, что на неровном дорожном покрытии динамический габарит тоже неизбежно возрастает? А ПДД вы, в конце концов читали? Нет? Тогда напомню: в действующих на территории РФ Правилах написано, что негабаритный груз может выступать за габариты автомобиля по 400 мм с каждой стороны? Это тоже, между прочим, сделано вовсе не случайно. Прибавьте к стандартной ширине автомобиля эти самые 800 мм. и вы снова получите «гостовскую» ширину полосы…

    Жаль, что вы всего этого не знали. Очень жаль. И не надо ссылаться на «европейский опыт», где еще в средние века здания строили с таким расчетом, чтобы простолюдин мог прижаться лицом к стене, пропуская карету местного феодала. Тогда это было нормально, а сейчас с исторической застройкой уже ничего не сделать, вот и приходится максимально сужать полосы.

    Надеюсь о ширине самой разметки говорить не надо? Это же полный бред закатывать асфальт широченными полосами скользкого пластика, на котором после дождя автомобили «переставляет» как на гололеде! О какой безопасности может идти речь? Ох, прав был дедушка Крылов, написавший когда-то: «Беда, коль пироги начнет печи сапожник, а сапоги тачать пирожник, и дело не пойдет на лад…» Ждем очередной беды.

    Впрочем, сервисмены, которым придется подкрашивать поцарапанные борта наших автомобилей и массово менять отломанные зеркала, этой беде наверняка порадуются.

    Автор
    Иван Владимиров, главный редактор портала MotorPage.ru
    Издание
    MotorPage.Ru

    www.motorpage.ru

    Ширина полос движения в Украине будет уменьшена

    Изменения, внесенные в ДБН В.2.3-5: 2018 «Вулиці і дороги населених пунктів» регламентируют, что ширина полос движения в Украине уменьшится с 3,5-3,75 м до 3-3,25 м.

    Сообщение о данном изменении появилось на странице в Facebook у заместителя председателя Минрегиона Льва Парцхаладзе, который рассказал, что «сегодняшние нормативы ширины дорожных полос не соответствуют европейским стандартам». Чрезмерно широкие полосы, по его словам, «подсознательно стимулируют водителей ехать с большей скоростью».

    Отныне в украинских нормативах ширина полосы движения будет составлять:

    • на магистральных улицах общегородского и районного значения в городах любого типа и размера – 3 м;
    • на магистралях общегородского значения беспрерывного движения в крупных городах – 3,5 м;
    • на местных жилых улицах и дорогах любых населенных пунктов – 2,75 м.

    Данные нормативы вступят в силу с 1 сентября 2018 года.

    Какова ширина полос движения в Европе

    Европейские статистические выкладки относительно ширины полосы движения действительно говорят о том, что, чем больше ширина полосы, тем выше показатели аварийности на дороге. Отмечается, что в городах любое отклонение ширины полос менее 2,8 м и более 3,1-3,2 м существенно увеличивает статистику аварийности.

    В частности, при ширине полосы движения более 3,3-3,4 м аварийность на дороге увеличивается примерно на 33%. И бОльшая часть этих ДТП связана с несоблюдением скоростных режимов. А наилучшие показатели по части безопасности демонстрируют дороги шириной от 3 до 3,1 м.

    В Европе, где законы и нормативы варьируются от страны к стране, минимальная ширина полос движения на междугородних магистралях обычно составляет от 2,5 м до 3,5 м. А многие городские дороги с малым трафиком строятся по нормативам ширины 2,75 м.

    Исключение – Германия. В этой стране почти все автобаны имеют ширину полосы 3,5 м – 3,75 м.

    Однако, подобные нормативы существуют в Европе уже давно, современные же ученые-урбанисты говорят об устаревании данных показателей. По их мнению, безопасность и загруженность дорог никак не ухудшается, если полосы движения становятся более широкими. Напротив, они указывают, что, чем шире дорожная полоса, тем более безопасной становится дорога для пешеходов, велосипедистов и автомобилистов. К тому же, в таких условиях водители могут выдерживать большее безопасное расстояние между своим авто и иными участниками движения.

    Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

    www.autocentre.ua

    В России предлагают уменьшить ширину полос

    Ширина полос за и против.

     

    Глава государственной компании «Автодор» Сергей Кельбах предложил сузить стандартную ширину полос дорого с 3,75 метров до 3,5 метров. По его мнению, на безопасность дорожного движения это не повиляет, опираясь на опыт зарубежных стран.

     

    Так на проходящем в Японии Всемирного конгресса по интеллектуальным транспортным системам Генеральный директор компании «Автодор» сообщил, что вопрос о ширине дорожных полос в России рано или поздно необходимо решать.

     

    К примеру, он привел опыт строительства дорожной сети в Японии, где ширина полос в городах составляет 3 метра 20 сантиметров и данная ширина не мешает общественному транспорту передвигаться по дорогам, не смотря на размер полосы и габариты автобусов и другого крупногабаритного транспорта. Отметим, что ширина полос на шоссе составляет 3,5 метров, что также меньше чем в нашей стране.

     

    Как заявил Кельбах,  ширина полос в России в 3,75 метров не позволяет существенно экономить бюджетные средства. Любая автодорога из-за такого размера выходит значительно дороже, чем при строительстве дорог, с уменьшенной шириной полос.

     

    Если сократить ширину дорожных полос, то можно увеличить количество полос на многополосных автодорогах. Это позволит немного облегчить ситуацию в крупных городах, где движение практически парализовано из-за пробок в час пик.

     

    СПРАВКА 1ГАИ.РУ Какие размеры дорожных полос в других странах?

     

    США — от 2,7м до 3,70 м

     

    Великобритания — от 2,5 до 3,25 м 

     

    В Германии и в большинстве стран Европы стандартная ширина полосы движения составляет 3,5 метра.

    www.1gai.ru

  • Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *