Ширина однополосной дороги – Ширина дорожной полосы автомобильной дороги ГОСТ

Содержание

Ширина однополосной дороги. Главные особенности полос дорожного движения на дорогах без разметки. Автомобили от лучших производителей

Согласно действующему СНиП 2.05.02-85 «Дороги для движения автотранспортных средств» ширина полос предусматривается действующей категорией дороги и может составлять 3,75 м, 3,5 м, и 3 метра.

Минимальная ширина части для авто движения при 4-х полосной эксплуатации должна составлять – 15 метров, т.е. ширина полос на этой дороге составляет 3,75 метра. В СНиП 2.07.01-89 «Городская застройка» допускается полоса равная 2,75 м. для проездов, а непосредственно для 4-х полосного движения минимальная ширина дороги должна равняться– 14-ти метрам. Что закреплено в ГОСТ Р 52289-2004: «При осуществлении разметки дорог ширина полосы движения принимается с учетом отдельной категорий дорог, что соответствует требованиям действующих строительных правил и норм. На дорогах, профиля поперечного расположения которых не отвечают требованиям действующих норм и правил в области строительства, ширина данной размечаемой полосы передвижения должна составлять не менее трех метров. Допускается уменьшать

ширину дороги , либо одной ее полосы предназначенной для передвижения легковых автомобилей, до отметки в 2,75 м при главном условии введения некоторых ограничений в режим движения».

В этих обстоятельствах осевая линия должна быть опущена, но было бы полезно, если бы затем использовалась маркировка проезжей части. В помощь автомобилям поддерживать постоянное боковое положение, они также обеспечивают безопасность и должны использоваться везде, где это практически возможно. Подробности указаны в таблице. Это особенно важно, когда модуль предупреждения используется для обоих, что затрудняет определение, какая линия разделяет противоположные потоки трафика. Это также, вероятно, будет полезно на конкретных дорогах, даже с более низким пределом скорости, помогая компенсировать уменьшенный контраст.

Таблица ширин полос в зависимости от категории дороги по СНиП 2.07.01-89

Расчетная скорость движения, км/ч

Ширина полосы движения, м

Число полос движения

Магистральные дороги:
скоростного движения
регулируемого движения
Магистральные улицы:
общегородского значения:
непрерывного движения
регулируемого движения
районного значения:
транспортно-пешеходные
пешеходно-транспортные
Улицы и дороги местного значения:
улицы в жилой застройке
улицы и дороги научно-производственных, промышленных и коммунально-складских районов
парковые дороги
Проезды:
основные
второстепенные
Пешеходные улицы:
основные

По расчету

Как центральные линии на изгибах и гребнях, а также на многополосных дорогах. Как центральные линии, где необходимо подчеркнуть наличие дорожного перехода, центрального убежища или другой опасности. Более широкая линия видна на большем расстоянии и должна использоваться там, где это может быть полезно, например. на особо опасных участках. Два стандартных модуля имеют длину 6 метров и 9 метров в зависимости от ограничения скорости.

В таблице указаны соответствующие схемы для различных макетов дорог и ограничения скорости. Его использование там, где это не оправдано, обесценит его эффект. Особое внимание следует уделять городским районам, где может возникнуть соблазн широко использовать его. Это основано на видимости, необходимой для безопасного обгона на двухсторонней проезжей части. На трехполосных дорогах, обозначенных двумя полосами в одном направлении, а один в другом, следует использовать линию шириной 150 мм вместе с линиями полос шириной 100 мм.

второстепенные
Велосипедные дорожки:
обособленные
изолированные

Тем самым, при ширине дороги менее 12-ти метров (4*3 м) говорить о использовании 4-х полос абсолютно бессмысленно. Действительно ширина 4-х полосной дороги должна составлять 14 метров в городе и около 15-ти метров за городом.

Много это либо мало? Ширина машины ВАЗ-2110 с закрепленными зеркалами составляет порядка 1875 мм, т.е. четыре авто займут 7,5 метров. Пусть между ними закреплен промежуток равный 0,5 метрам. Итого, для плотного разъезда требуется около 9-ти метров. Вот этим постулатом и пользуются разные нерадивые инспектора: четыре авто разъедутся? Разъедутся! Следовательно, 4 полосы, значит ст.12.15 п.3 или 4 КоАП. Не нужно стеснятся, нужно измерять ширину дороги.

Линейная линия никогда не должна быть шире, чем линия предупреждения. Тем не менее, предупредительные линии будут оправданы при более низких объемах трафика, когда ухудшается видимость перехода. Таблица 4-4 Расстояние видимости. На узких двухсторонних второстепенных дорогах, где маркер «Давать путь» или «Стоп» расширяется по всей ширине, предупреждающая линия не предоставляется. Основн

www.resalt.ru

Ширина грунтовой дороги

Ширина грунтовой дороги является одним из важнейших параметров, которые оказывают влияние на движение автомобилей, наряду с типом покрытия, величиной продольных уклонов и радиусом поворота. Она составляет обычно от двух до девяти метров, чем более интенсивное предполагается движение, тем больше должна быть и ширина трассы для того, чтобы ее использование было комфортным.

Также нужно учитывать, что при интенсивном движении грунтовые дороги любой категории быстро разрушаются. Сколько конкретно времени занимает этот процесс, зависит от типа грунта и степени увлажненности дорожного полотна. Чем шире будет дорога, тем дольше при прочих равных условиях будет идти процесс разрушения. А вот небольшая однополосная грунтовка может полностью прийти в негодность довольно быстро.

Разновидности и типы дорог

Существуют три основных категории дорог:

  • дороги I категории — трассы шириной 33 м, по которым за час проезжает более 100 автомобилей;
  • дороги II категории — дороги шириной 22 м, количество автомобилей — от 15 до 100;
  • дороги III категории — дороги шириной 19 м, по которым в течение часа проезжает не более 15 машин.

Также все дороги можно делятся на 7 основных типов:

  • Автострады: дороги с покрытием, выполненным из асфальтобетона или цементобетона. Толщина такого покрытия может достигать полуметра. Количество полос в каждом направлении дороги этой категории — от двух до пяти, ширина дороги — от 15 до 56 м.
  • Усовершенствованные шоссе: такие дороги имеют твердое основание и прочное покрытие из асфальта, цементобетона, клинкера или брусчатки. Ширина трассы — не меньше шести метров, таким образом, автомобили могут двигаться в два ряда. Интенсивное движение транспорта на таких дорогах возможно в любое время года.
  • Шоссе: основание такой трассы выполнено из песка, камня или твердых грунтов, в качестве покрытия используются асфальт, а также гравий, щебень и шлак, которые обрабатываются вяжущими составами. Ширина дорожного полотна, как правило, находится в пределах шести метров. Этого достаточно для того, чтобы на трассе могли разъехаться встречные автомобили. Транспорт моет передвигаться по таким дорогам в течение всего года.
  • Улучшенные грунтовые дороги: дороги этой категории представляют собой профилированные трассы без твердого основания и без покрытия. Грунт при строительстве может быть улучшен гравием, щебнем или песком, также широко применяется обработка грунтов вяжущими веществами для придания дороге прочности и долговечности. Такие трассы требуют регулярного обслуживания для поддержания их в пригодном к использованию состоянии. По этим дорогам в течение почти всего года может передвигаться мало- и среднетоннажный транспорт.
  • Грунтовые дороги (проселочные дороги): непрофилированные дороги без покрытия. Как правило, они используются в качестве трасс, которые соединяют небольшие населенные пункты или служат выездом из такого населенного пункта на основную дорогу. Проходимость проселочной дороги сильно зависит от характеристик грунта, его увлажненности и климатических условий. Ширина их, как правило, не превышает пяти метров, но может составлять и 7-9 метров.
  • Полевые и лесные дороги: представляют собой дороги местного назначения, пригодные для эпизодического передвижения по ним транспорта. Как правило, они используются в сезон лесозаготовок или полевых работ. Ширина не превышает пяти метров.
  • Караванные пути и вьючные тропы: могут представлять собой основные пути передвижения в малонаселенных районах, особенно горных или пустынных. Такие тропы пригодны только для пешего передвижения.

Таким образом, грунтовые дороги занимают промежуточное положение между шоссе и тропами по всем параметрам, в том числе и по ширине.

Двухполосные и однополосные грунтовые дороги

Грунтовые дороги различаются по количеству полос движения и по их ширине. Последний параметр определяется в зависимости от габаритов автомобилей, которые будут по ним перемещаться. Стандартный вариант — двухполосная грунтовка, в большинстве случаев при этом хватает ширины от 5 до 9 метров. В таком случае два автомобиля всегда смогут разъехаться на ней, а сама трасса будет дольше сохраняться в пригодном для использования состоянии за счет того, что на каждый квадратный метр дорожного полотна будет приходиться меньшая нагрузка.

Однако сооружение такой широкой дороги — дело достаточно затратное. Поэтому часто в случаях, когда не предполагается интенсивное движение автомобилей по трассе, строятся однополосные грунтовки шириной до 7 метров. Также нужно иметь в виду, что в случае, если ширина дороги составляет от 9 до 4 метров, через каждые 300-400 метров на всем протяжении трассы должны быть расположены ровные расширенные площадки — разъезды для встречного транспорта.

Если же вы, к примеру, собираетесь построить дорогу непосредственно до своих ворот, и использовать ее будете только вы, вполне достаточно будет и однополостной грунтовки шириной до двух метров.

В профиле грунтовки любой категории можно выделить три основные части, из которых и складывается полная ширина дорожного полотна:

  • ось дороги — располагается по центру дорожного полотна, представляет собой высшую точку дорожного полотна;
  • бровка насыпи — участок, который прилегает вплотную к оси дороги и находится на уровне чуть ниже ее;
  • откос — самый низкий участок дорожного полотна, расположенный непосредственное перед кюветом.

Для создания профиля необходимо использовать грейдер. Нож в форме дуги позволяет легко создать необходимый уклон. Чем больше ширина трассы, тем меньше должен быть угол этого уклона, узкая трасса, соответственно, в поперечном профиле должна быть должна быть более крутой.

Выбор ширины грунтовой дороги

Решение о том, какое количество полос должна иметь трасса, нужно принимать, исходя из предполагаемой интенсивности движения и бюджета. Каждый из вариантов имеет свои преимущества и недостатки. Более широкие трассы сложнее в строительстве, и обойдется сооружение такой дороги гораздо дороже, однако они обеспечивают максимальное удобство для автомобилистов, так как позволяют им разъехаться, не прекращая движения и не сбавляя скорости. На однополосных трассах для этого приходится останавливаться на разъездах.

Также более широкая дорога более затратна в обслуживании. Для поддержания трассы в хорошем состоянии нужно регулярно проводить соответствующие работы — срезать колею, формировать уклон для отвода воды с дорожного полотна, чистить кюветы, чтобы влага уходила с дорожной насыпи как можно быстрее.

Однако за счет того, что широкая грунтовка дольше сохраняет свои свойства, поскольку на каждый квадратный метр более широкого дорожного полотна приходится меньшая нагрузка, расходы на ее обслуживание, скорее всего, окажутся сопоставимыми с затратами на ремонт узкой трассы. В итоге они даже могут оказаться меньше. Таким образом, узкая грунтовка дешевле обходится при строительстве, но требует к себе большего внимания в процессе эксплуатации и может в итоге оказаться дороже в обслуживании.

При проведении подготовительных мероприятий перед строительством грунтовой дороги необходимо продумать не только необходимую ширину самого дорожного полотна, но и ширину водоотводов — боковых канав, которые необходимы для перехвата и отвода влаги от полотна. В том случае, если трасса строится в местности с явно выраженным уклоном, боковая канава устраивается только с нагорной стороны, и общая ширина дороги вместе с водоотводом будет меньше.

Водопропускные трубы

Водопропускные трубы используют при строительстве любых дорог, в том числе и грунтовых. Они проходят под дорожных полотном перпендикулярно направлению трассы и обеспечивают эффективный дренаж дорожной насыпи. Устраиваются водопропускные трубы, как правило, в местах, где проходят ручьи или небольшие реки. В некоторых случаях, особенно при строительстве шоссе и улучшенных шоссе, используются трубы больших диаметров, в которых можно обустроить дренажную систему и подземный переход.

При сооружении небольшой грунтовой дороги, когда строительство мостов нецелесообразно, водопропускные трубы станут отличным выбором. Также они являются единственным вариантом для трасс, имеющих небольшую высоту дорожного полотна, то есть для большинства грунтовок. При устройстве такого водовода важно правильно подобрать длину такой трубы с учетом ширины дорожного полотна и его категории.

Лучше, если она будет не менее, чем на четыре метра превышать ширину трассы. К примеру, если ширина дорожного полотна составляет 9 метров, длина трубы должна составлять 13. При этом можно использовать цельную трубу или наборную конструкцию, выполненную из нескольких частей. К примеру, железобетонные пропускные трубы производятся в виде звеньев, длина которых составляет от 1 до 4 метров.

Обозначение грунтовых дорог на карте

Изображение улучшенной грунтовой дороги на карте сопровождается обозначением добавки, которая использовалась для укрепления грунта при ее сооружении, а также ширины трассы. При этом ширины необходимо подписывать только на участках, где проезд возможен только по самой грунтовке — в лесу, на болоте и в подобных местах.

В случае, если грунтовая дорога пролегает в малообжитом и труднодоступном районе, ее изображение на карте может сопровождаться уточняющими подписями, характеризующими проходимость. Например: «Движение автотранспорта возможно с июня по октябрь со скоростью до 50 км/ч». Также на карте должны быть отражены транспортные развязки, стоянки для автомобилей и придорожные сооружения.

Правильный выбор ширины грунтовой дороги любой категории очень важен для ее комфортной и беспроблемной эксплуатации в течение всего срока службы. Если вы собираетесь делать грунтовку самостоятельно, вопросу о том, какой она будет, следует уделить особое внимание. При этом учитывайте предполагаемую интенсивность движения и срок службы трассы.

Если позволяет ваш бюджет, лучше сделать двухполосную дорогу шириной не менее семи метров. Если вы ограничены в средствах, вы можете остановиться на однополосном варианте шириной от двух до пяти метров. Однако имейте в виду, что такая трасса быстрее приходит в негодность, и ей будет чаще требоваться ремонт, поэтому в итоге затраты могут даже превзойти расходы на обслуживание более широкой грунтовой дороги.

Читайте также

rykan.ru

ГОСТ Р 52399-2005 Геометрические элементы автомобильных дорог

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО
ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ

НАЦИОНАЛЬНЫЙ
СТАНДАРТ
РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ

ГОСТ Р
52399-2005

 

ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ЭЛЕМЕНТЫ
АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ

 

 

 

МОСКВА

СТАНДАРТИНФОРМ

2006

 

Предисловие

Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», а правила применения национальных стандартов Российской Федерации — ГОСТ Р 1.0-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения»

Сведения о стандарте

1 РАЗРАБОТАН Московским автомобильно-дорожным институтом (Государственным техническим университетом), Российской академией транспорта, ООО «Инжинирингинвест»

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 418 «Дорожное хозяйство»

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22 ноября 2005 г. № 297-ст

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты», а текст изменений и поправок — в ежемесячно издаваемых информационных указателях «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемых информационных указателях «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте национального органа Российской Федерации по стандартизации в сети Интернет

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ГОСТ Р 52399-2005

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ЭЛЕМЕНТЫ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ

Geometric elements of automobile roads

Дата введения — 2006-05-01

Настоящий стандарт распространяется на проектирование вновь строящихся и реконструируемых автомобильных дорог общего пользования (далее — автомобильные дороги).

Настоящий стандарт не распространяется на проектирование временных автомобильных дорог различного назначения (сооружаемых на срок службы менее 5 лет), внутрихозяйственных дорог, городских улиц и автозимников.

В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р 52398-2005 Классификация автомобильных дорог. Основные параметры и требования

ГОСТ 23457-86 Технические средства организации дорожного движения. Правила применения

Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов по указателю «Национальные стандарты», составленному по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться замененным (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без зам

files.stroyinf.ru

3.5.5 Улично-дорожная сеть сельских населённых пунктов

Основные расчетные параметры уличной сети в пределах сельского населенного пункта и сельского поселения принимаются в соответствии с таблицей 52 (СП 42.13330.2011 таблица 9).

Таблица 52

Категория улиц и дорог

Расчетная скорость движения, км/ч

Ширина в крас-ных ли-ниях, м

Ширина полосы движения, м

Число полос движе-ния

Наимень-ший радиус кривых в плане, м

Наиболь-ший про-дольный уклон, ‰

Ширина пешеход-ной части тротуара, м

Поселковые дороги

Транспортная связь между селитебной и производственной зонами, промышленными и коммунально-складскими зонами, а также в пределах этих зон. Все виды транспорта, открытая система водоотвода

60

15-25

3

2-4

150

70

Поселковые улицы:

Главная улица

Связь жилых территорий с общественным центром

40

22-26

3.5

2-3

60

90

2,25-3,0

Улицы в жилой застройке:

Основная (в малоэтажной жилой застройке)

Связь внутри жилых территорий и с главной улицей по направлениям с интенсивным движением

40

18-20

3,5

2

60

90

1,5-2,25

второстепенная, (переулок), проезд

Связь между основными жилыми улицами. Связь жилых домов, расположенных в глубине квартала, с улицей

30

14,5

2,75

2

30

100

1.0

Хозяйственный проезд, скотопрогон

Прогон скота и проезд грузового транспорта к приусадебным участкам

30

8.5

4,5

1

30

100

Примечания:

Тротуары следует предусматривать по обеим сторонам жилых улиц независимо от типа застройки.

На второстепенных улицах и проездах с однополосным движением автотранспорта следует предусматривать разъездные площадки размером 7×15 м, включая ширину проезжей части, через каждые 200 м.

Хозяйственные проезды допускается принимать совмещенными со скотопрогонами. При этом они не должны пересекать главных улиц. Покрытие хозяйственных проездов должно выдерживать нагрузку грузовых автомобилей, тракторов и других транспортных средств.

3.5.6 Внутрихозяйственные автомобильные дороги в сельскохозяйственных предприятиях, организациях

3.5.6.1 Внутрихозяйственные автомобильные дороги в зависимости от их назначения и расчетного объема грузовых перевозок следует подразделять на категории согласно таблице 53 (табл. 1 СНиП 2.05.11-83).

Таблица 53

Назначение внутрихозяйственных дорог

Расчетный объем грузовых перевозок, тыс. т нетто, в месяц «пик»

Категория дороги

Дороги, соединяющие центральные усадьбы сельскохозяйственных предприятий и организаций с их отделениями, животноводческими комплексами, фермами, пунктами заготовки, хранения и первичной переработки продукции и другими сельскохозяйственными объектами, а также автомобильные дороги, соединяющие сельскохозяйственные объекты с дорогами общего пользования и между собой, за исключением полевых вспомогательных и внутриплощадочных дорог

свыше 10

I-с

до 10

II-с

Дороги полевые вспомогательные, предназначенные для транспортного обслуживания отдельных сельскохозяйственных угодий или их составных частей

III-с

3.5.6.2 Расчетный объем грузовых перевозок суммарно в обоих направлениях в месяц «пик» для установления категории внутрихозяйственной дороги следует определять в соответствии с планами развития сельскохозяйственных предприятий и организаций на перспективу (не менее чем на 15 лет).

3.5.6.3 Площадь сельскохозяйственных угодий, занимаемая внутрихозяйственной дорогой, должна быть минимальной и включать полосу, необходимую для размещения земляного полотна, водоотводных канав и предохранительных полос шириной 1 м с каждой стороны дороги, откладываемых от подошвы насыпи или бровки выемки, либо от внешней кромки откоса водоотводной канавы.

3.5.6.4 Расчетные скорости движения транспортных средств, для проектирования внутрихозяйственных дорог, следует принимать по таблице 54 (табл. 2 СНиП 2.05.11-83).

Таблица 54

Категория дорог

Расчетные скорости движения, км/ч

основные

допускаемые на участках дорог

трудных

особо трудных

I-с

70

60

40

II-с

60

40

30

III-с

40

30

20

3.5.6.5 Основные параметры плана и продольного профиля внутрихозяйственных дорог следует принимать по таблице 55 (Таблица 3 СНиП 2.05.11-83).

Таблица 55

Параметры плана и продольного

профиля

Значения параметров при расчетной

скорости движения, км/ч

70

60

40

30

20

Наибольший продольный уклон, ‰

60

70

80

90

90

Расчетное расстояние видимости, м:

поверхности дороги

100

75

50

40

25

встречного автомобиля

200

150

100

80

50

Наименьшие радиусы кривых, м:

в плане

200

150

80

80

80

в продольном профиле:

выпуклых

4000

2500

1000

600

400

вогнутых

2500

2000

1000

600

400

вогнутых в трудных условиях

800

600

300

200

100

3.5.6.6 Основные параметры поперечного профиля земляного полотна и проезжей части внутрихозяйственных дорог следует принимать по таблице 56 (табл. 5 СНиП 2.05.11-83).

Таблица 56

Параметры поперечного профиля

Значения параметров для дорог категорий

I-c

II-c

III-c

Число полос движения

2

1

1

Ширина, м:

полосы движения

3

проезжей части

6

4,5

3,5

земляного полотна

10

8

6,5

обочины

2

1,75

1,5

укрепления обочин

0,5

0,75

0,5

Примечания:

1. Для дорог II-c категории при отсутствии или нерегулярном движении автопоездов допускается ширину проезжей части принимать 3,5 м, а ширину обочин – 2,25 м (в том числе укрепленных – 1,25 м).

2. На участках дорог, где требуется установка ограждений барьерного типа, при регулярном движении широкогабаритных сельскохозяйственных машин (шириной свыше 5 м) ширина земляного полотна должна быть увеличена (за счет уширения обочин).

3. Ширину земляного полотна, возводимого на ценных сельскохозяйственных угодьях, допускается принимать, м:

— 8 – для дорог I-c категории;

— 7 – для дорог II-с категории;

— 5,5 – для дорог III-c категории.

К ценным сельскохозяйственным угодьям относятся орошаемые, осушенные и другие мелиорированные земли, участки, занятые многолетними плодовыми насаждениями, а также участки с высоким естественным плодородием почв и другие, приравниваемые к ним, земельные угодья.

3.5.6.7 На внутрихозяйственных дорогах, по которым предполагается регулярное движение широкогабаритных сельскохозяйственных машин и транспортных средств, следует проектировать устройство площадок для разъезда с покрытием, аналогичным принятому для данной дороги, за счет уширения одной обочины и соответственно земляного полотна.

Расстояние между площадками следует принимать равным расстоянию видимости встречного транспортного средства, но не менее 0,5 км. При этом площадки должны, как правило, совмещаться с местами съездов на поля.

Ширину площадок для разъезда по верху земляного полотна следует принимать 8, 10 и 13 м при предполагаемом движении сельскохозяйственных машин и транспортных средств шириной.

3.5.6.8 Ширину проезжей части и обочин внутриплощадочных дорог следует принимать в зависимости от назначения дорог и организации движения транспортных средств по таблице 57 (табл. 9 СНиП 2.05.11-83).

Таблица 57

Параметры

Значение параметров, м, для дорог

производственных

вспомогательных

Ширина проезжей части при движении транспортных средств:

двухстороннем

6,0

одностороннем

4,5

3,5

Ширина обочины

1,0

0,75

Ширина укрепления обочины

0,5

0,5

3.5.6.9 Ширину проезжей части производственных дорог допускается принимать (м):

— 3,5 с обочинами, укрепленными на полную ширину, – в стесненных условиях существующей застройки;

— 3,5 с обочинами, укрепленными согласно таблице 62, – при кольцевом движении, отсутствии встречного движения и обгона транспортных средств;

— 4,5 с одной укрепленной обочиной шириной 1,5 м и бортовым камнем с другой стороны – при возможности встречного движения или обгона транспортных средств и необходимости устройства одностороннего тротуара.

Примечание: Проезжую часть дорог со стороны каждого бортового камня следует дополнительно уширять не менее чем на 0,5 м.

3.5.6.10 Внутрихозяйственные дороги для движения тракторов, тракторных поездов, сельскохозяйственных, строительных и других самоходных машин на гусеничном ходу (тракторные дороги) следует проектировать на отдельном земляном полотне. Эти дороги должны располагаться рядом с соответствующими внутрихозяйственными автомобильными дорогами с подветренной стороны для господствующих ветров в летний период.

3.5.6.11 Ширина полосы движения и обособленного земляного полотна тракторной дороги должна устанавливаться согласно таблице 10 СНиП 2.05.11-83 в зависимости от ширины колеи обращающегося подвижного состава таблица 58.

Таблица 58

Ширина колеи транспортных средств,

самоходных и прицепных машин, м

Ширина полосы

движения, м

Ширина земляного полотна, м

2,7 и менее

3,5

4,5

свыше 2,7 до 3,1

4

5

свыше 3,1 до 3,6

4,5

5,5

свыше 3,6 до 5

5,5

6,5

studfile.net

ГОСТ Р 52399-2005


ГОСТ Р 52399-2005

Группа Т52

ОКС 43.080
ОКП 48 0000

Дата введения 2006-05-01


Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ «О техническом регулировании», а правила применения национальных стандартов Российской Федерации — ГОСТ Р 1.0-2004* «Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения»
_______________
* На территории Российской Федерации документ не действует. Действует ГОСТ Р 1.0-2012. — Примечание изготовителя базы данных.


Сведения о стандарте

1 РАЗРАБОТАН Московским автомобильно-дорожным институтом (Государственным техническим университетом), Российской академией транспорта, ООО «Инжинирингинвест»

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 418 «Дорожное хозяйство»

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22 ноября 2005 г. N 297-ст

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ


Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты», а текст изменений и поправок — в ежемесячно издаваемых информационных указателях «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемых информационных указателях «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте национального органа Российской Федерации по стандартизации в сети Интернет

1 Область применения


Настоящий стандарт распространяется на проектирование вновь строящихся и реконструируемых автомобильных дорог общего пользования (далее — автомобильные дороги).

Настоящий стандарт не распространяется на проектирование временных автомобильных дорог различного назначения (сооружаемых на срок службы менее 5 лет), внутрихозяйственных дорог, городских улиц и автозимников.

2 Нормативные ссылки


В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р 52398-2005 Классификация автомобильных дорог. Основные параметры и требования

ГОСТ 23457-86* Технические средства организации дорожного движения. Правила применения
_______________
* На территории Российской Федерации документ не действует. Действует ГОСТ Р 52289-2004, здесь и далее по тексту. — Примечание изготовителя базы данных.

Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов по указателю «Национальные стандарты», составленному по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться замененным (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения


В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 краевая полоса: Полоса обочины, предназначенная для защиты от разрушения кромки проезжей части и допускающая регулярные заезды на нее транспортных средств.

3.2 полоса безопасности: Специально подготовленный участок дорожного полотна, примыкающий к границе проезжей части, который допускает регулярные заезды транспортных средств для избегания аварийных ситуаций.

3.3 укрепленная часть обочины автомобильной дороги: Часть обочины, имеющая дорожную одежду.

3.4 грунтовая часть обочины автомобильной дороги: Часть обочины, не имеющая дорожной одежды.

3.5 стояночная полоса: Укрепленная часть поверхности земляного полотна, предназначенная для остановки и стоянки на ней транспортных средств, обозначенная специальными дорожными знаками.

3.6 проезжая часть: Основной элемент дороги, предназначенный для непосредственного движения транспортных средств.

4 Геометрические элементы плана и продольного профиля автомобильной дороги

4.1 Наибольшие продольные уклоны и наименьшие расстояния видимости в зависимости от расчетной скорости движения приведены в таблице 1.

Таблица 1 — Наибольшие продольные уклоны и наименьшие расстояния видимости

Расчетная скорость, км/ч

Наибольший продольный уклон, ‰

Наименьшее расстояние видимости, м

для остановки

встречного автомобиля

140

30

275


120

40

250

450

100

50

200

350

80

60

150

250

60

70

85

170

50

80

75

130

40

90

55

110

30

100

45

90

Примечания

1 Наименьшее расстояние видимости для остановки должно обеспечивать видимость любых предметов, имеющих высоту не менее 0,2 м, находящихся на середине полосы движения, с высоты глаз водителя автомобиля 1,2 м от поверхности проезжей части.

2 В горной местности (за исключением мест с абсолютными отметками более 3000 м над уровнем моря) для участков протяженностью до 500 м допускается увеличение наибольших продольных уклонов против норм, приведенных в таблице, но не более чем на 20‰.

3 При проектировании в горной местности участков подходов дорог к тоннелям наибольшее допустимое значение продольного уклона не должно превышать 45‰ на протяжении 250 м от портала тоннеля.

4.2 Во всех случаях, где по местным условиям возможно регулярное появление на дороге людей и животных, следует обеспечивать боковую видимость прилегающей к дороге полосы, отстоящей от бровки земляного полотна для дорог, проектируемых для расчетной скорости 100 км/ч и выше на расстояние 25 м, для остальных дорог — 15 м.

4.3 На дорогах в горной местности допускаются затяжные уклоны. Длина участка с затяжным уклоном в горной местности определяется в зависимости от величины уклона, но не более значений, приведенных в таблице 2. При более длинных затяжных уклонах необходимо включение в продольный профиль участков с уменьшенными продольными уклонами (не более 20‰), а также площадок для остановки автомобилей с расстояниями между ними не более длин участков, указанных в таблице 2.

Таблица 2 — Длина участков с уменьшенными продольными уклонами

Рельеф местности

Продольный уклон, ‰

40

50

60

70

80

90

Предельная длина участка с затяжным уклоном, м

Равнинный и слабохолмистый

600

400

300

250

200

150

Сильно пересеченный

1500

1200

700

500

400

350

4.4 Размеры площадок для остановки автомобилей на затяжных подъемах должны обеспечивать размещение расчетного количества (но не менее 3) грузовых автомобилей. Место их расположения выбирается из условий безопасности стоянки, исключения возможности осыпей, камнепадов и, как правило, у источников воды.

4.5 На затяжных спусках с уклонами более 50‰ предусматриваются противоаварийные съезды, которые устраивают перед кривыми малых радиусов, расположенными в конце спуска, а также на прямых участках спуска через каждые 0,8-1,0 км с правой стороны по ходу автомобиля.

5 Элементы поперечного профиля автомобильной дороги

5.1 Основные параметры элементов поперечного профиля проезжей части и земляного полотна автомобильных дорог в зависимости от их категории по ГОСТ Р 52398 следует принимать по таблице 3.

Таблица 3 — Параметры элементов поперечного профиля проезжей части и земляного полотна автомобильных дорог

Параметры элементов дорог

Автома-
гистраль

Скоростная дорога

Автомобильные дороги обычного типа (нескоростная дорога) категории

IB

II

III

IV

V

Общее число полос движения, шт

4 и более

4 и более

4 и более

4

2

2

2

1

Ширина полосы движения, м

3,75

3,75

3,75

3,5

3,75

3,5

3,0

4,5

Ширина обочины, м

3,75

3,75

3,75

3,0

3,0

2,5

2,0

1,75

Ширина краевой полосы у обочины, м

0,75

0,75

0,75

0,5

0,5

0,5

0,5


Ширина укрепленной части обочины, м

2,5

2,5

2,5

2,0

2,0

1,5

1,0


Наименьшая ширина центральной разделительной полосы без дорожных ограждений, м

6,0

6,0

5,0

5,0


Наименьшая ширина центральной разделительной полосы с ограждением по оси дороги, м

2 м + ширина ограждения

Ширина краевой полосы безопасности у разделительной полосы, м

1,0

Примечания

1 Ширина полосы безопасности входит в ширину разделительной полосы, а ширина краевой полосы — в обочину.

2 Ширину обочин на особо трудных участках горной местности, участках, проходящих по особо ценным земельным угодьям, а также в местах с переходно-скоростными полосами и с дополнительными полосами на подъем при соответствующем технико-экономическом обосновании с разработкой мероприятий по организации и безопасности движения допускается уменьшать до 1,5 м для автомобильных дорог категорий IБ, IB и II и до 1,0 м — для дорог остальных категорий.

3 Ограждения на обочинах дорог располагают на расстоянии не менее 0,50 м и не более 0,85 м от бровки земляного полотна в зависимости от жесткости конструкции дорожных ограждений.

5.2 Поперечные профили автомобильных дорог должны соответствовать профилям, приведенным на рисунках 1-12.

Рисунок 1 — Поперечные профили автомобильных дорог категорий IA, IБ, IB с ограждениями


Размеры в метрах


ПБ — краевая полоса у разделительной полосы, ПЧ — проезжая часть, КП — краевая полоса у обочины, — ширина разделительной полосы, — ширина ограждения с учетом требований ГОСТ 23457

Рисунок 1 — Поперечные профили автомобильных дорог категорий IA, IБ, IB с ограждениями

Рисунок 2 — Поперечные профили автомобильных дорог категорий IA, IБ без ограждений

Размеры в метрах


ПБ — краевая полоса у разделительной полосы, ПЧ — проезжая часть, КП — краевая полоса у обочины, РП — разделительная полоса

Рисунок 2 — Поперечные профили автомобильных дорог категорий IA, IБ без ограждений

Рисунок 3 — Поперечные профили автомобильных дорог категории IB без ограждений

Размеры в метрах


ПБ — краевая полоса у разделительной полосы, ПЧ — проезжая часть, КП — краевая полоса у обочины, РП — разделительная полоса

Рисунок 3 — Поперечные профили автомобильных дорог категории IB без ограждений

Рисунок 4 — Поперечные профили автомобильных дорог категории II с ограждениями при четырех полосах движения

Размеры в метрах


ПБ — краевая полоса у разделительной полосы, ПЧ — проезжая часть, КП — краевая полоса у обочины, — ширина разделительной полосы, — ширина ограждения с учетом требований ГОСТ 23457

Рисунок 4 — Поперечные профили автомобильных дорог категории II с ограждениями при четырех полосах движения

Рисунок 5 — Поперечные профили автомобильных дорог категории II без ограждений при четырех полосах движения

Размеры в метрах


ПБ — краевая полоса у разделительной полосы, ПЧ — проезжая часть, КП — краевая полоса у обочины, РП — разделительная полоса

Рисунок 5 — Поперечные профили автомобильных дорог категории II без ограждений при четырех полосах движения

Рисунок 6 — Поперечные профили автомобильных дорог категории II с ограждениями при двух полосах движения

Размеры в метрах


ПЧ — проезжая часть, КП — краевая полоса у обочины, — ширина ограждения с учетом требований ГОСТ 23457

Рисунок 6 — Поперечные профили автомобильных дорог категории II с ограждениями при двух полосах движения

Рисунок 7 — Поперечные профили автомобильных дорог категории II без ограждений при двух полосах движения

Размеры в метрах


ПЧ — проезжая часть, КП — краевая полоса у обочины

Рисунок 7 — Поперечные профили автомобильных дорог категории II без ограждений при двух полосах движения

Рисунок 8 — Поперечные профили автомобильных дорог категории III с ограждениями

Размеры в метрах


ПЧ — проезжая часть, КП — краевая полоса у обочины, — ширина ограждения с учетом требований ГОСТ 23457

Рисунок 8 — Поперечные профили автомобильных дорог категории III с ограждениями

Рисунок 9 — Поперечные профили автомобильных дорог категории III без ограждений

Размеры в метрах


ПЧ — проезжая часть, КП — краевая полоса у обочины

Рисунок 9 — Поперечные профили автомобильных дорог категории III без ограждений

Рисунок 10 — Поперечные профили автомобильных дорог категории IV с ограждениями

Размеры в метрах


ПЧ — проезжая часть, КП — краевая полоса у обочины, — ширина ограждения с учетом требований ГОСТ 23457

Рисунок 10 — Поперечные профили автомобильных дорог категории IV с ограждениями

Рисунок 11 — Поперечные профили автомобильных дорог категории IV без ограждений

Размеры в метрах


ПЧ — проезжая часть, КП — краевая полоса у обочины

Рисунок 11 — Поперечные профили автомобильных дорог категории IV без ограждений

Рисунок 12 — Поперечные профили автомобильных дорог категории V

Размеры в метрах


ОБ — обочина, ПЧ — проезжая часть

Рисунок 12 — Поперечные профили автомобильных дорог категории V

5.3 Краевые полосы у обочин и полосы безопасности на разделительной полосе должны иметь дорожную одежду такой же прочности, что и проезжая часть.

5.4 Укрепленная часть обочины за пределами краевой полосы на дорогах категорий I-IV должна иметь дорожную одежду с покрытием из каменного материала, обработанного вяжущим материалом. Прочность дорожной одежды должна быть достаточной для недопущения остаточных деформаций от стоящего автомобиля с расчетной нагрузкой на ось.

5.5 Обочины автомобильных дорог предназначаются для временного размещения неисправных или поврежденных в дорожно-транспортных происшествиях автомобилей. Для остановок и стоянок автомобилей должны быть предусмотрены стояночные полосы на поверхности земляного полотна, отделенные от проезжей части ограждениями или разделительным островком, или площадки для остановок и стоянок автомобилей за пределами земляного полотна. Расстояние между стояночными полосами и площадками для стоянок должно назначаться в соответствии с нормами проектирования.

5.6 Ширину переходно-скоростных полос следует принимать равной ширине полос движения основной проезжей части.

5.7 Ширину обочин автомобильных дорог в местах устройства переходно-скоростных полос и дополнительных полос на подъем для дорог категорий IA, IБ, IB допускается уменьшать до 1,5 м, для дорог остальных категорий — до 1,0 м. Грунтовая часть таких обочин должна быть 0,50-0,85 м в зависимости от жесткости ограждений; остальная часть обочины должна иметь укрепление, соответствующее категории дороги.

5.8 При устройстве дополнительных полос движения на подъем их ширину следует принимать равной ширине полосы основной проезжей части.

5.9 На дорогах категории V с однополосной проезжей частью следует предусматривать устройство разъездов, расстояние между которыми определяется в соответствии с нормами проектирования.

5.10 Ширину разделительной полосы на участках дорог, проложенных по ценным землям, на особо трудных участках дорог в горной местности, на больших мостах, а также при проложении дорог в застроенных районах и в других обоснованных случаях допускается уменьшать до ширины, равной ширине полосы для установки ограждений плюс 1 м с каждой стороны.


Электронный текст документа
подготовлен АО «Кодекс» и сверен по:
официальное издание
М.: Стандартинформ, 2006

docs.cntd.ru

ГОСТ 33150-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Проектирование пешеходных и велосипедных дорожек. Общие требования (Переиздание), ГОСТ от 31 августа 2015 года №33150-2014


ГОСТ 33150-2014

МКС 93.080.30
ОКП 52 1000

Дата введения 2016-02-01
с правом досрочного применения

Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0-92 «Межгосударственная система стандартизации. Основные положения» и ГОСТ 1.2-2009 «Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, применения, обновления и отмены»

Сведения о стандарте

1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным бюджетным учреждением «Российский дорожный научно-исследовательский институт» Министерства транспорта Российской Федерации (ФГБУ «РОСДОРНИИ»), Межгосударственным техническим комитетом по стандартизации МТК 418 «Дорожное хозяйство»

2 ВНЕСЕН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт)

3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 5 декабря 2014 г. N 46)

За принятие проголосовали:

Краткое наименование страны по
МК (ИСО 3166) 004-97

Код страны по
МК (ИСО 3166) 004-97

Сокращенное наименование национального органа по стандартизации

Азербайджан

AZ

Азстандарт

Армения

AM

Минэкономики Республики Армения

Беларусь

BY

Госстандарт Республики Беларусь

Казахстан

KZ

Госстандарт Республики Казахстан

Киргизия

KG

Кыргызстандарт

Россия

RU

Росстандарт

Таджикистан

TJ

Таджикстандарт

Узбекистан

UZ

Узстандарт

4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31 августа 2015 г. N 1206-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 33150-2014 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 февраля 2016 г.

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ


Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном информационном указателе «Национальные стандарты», а текст изменений и поправок — в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет

1 Область применения

Настоящий стандарт распространяется на проектирование пешеходных и велосипедных дорожек на автомобильных дорогах общего пользования.

Настоящий стандарт устанавливает общие требования к проектированию пешеходных и велосипедных дорожек, их размещению и основным параметрам в целях обеспечения безопасности дорожного движения и повышения транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог общего пользования.

Настоящий стандарт не распространяется на проектирование тротуаров, а также пешеходных и велосипедных дорожек вне автомобильных дорог общего пользования.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие межгосударственные стандарты:

ГОСТ 32753-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Покрытия противоскольжения цветные. Технические требования

ГОСТ 32846-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Классификация

ГОСТ 33127-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Ограждения дорожные. Классификация

ГОСТ 33475-2015 Дороги автомобильные общего пользования. Геометрические элементы. Технические требования

Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты» за текущий год. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 велопарковка: Место для длительной стоянки (более часа) или хранения велосипедов, оборудованное специальными конструкциями.

3.2 велосипед: Транспортное средство, кроме инвалидных колясок, которое имеет по крайней мере два колеса и приводится в движение как правило мускульной энергией лиц, находящихся на этом транспортном средстве, в частности при помощи педалей или рукояток, и может также иметь электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки, не превышающей 0,25 кВт, автоматически отключающийся на скорости более 25 км/ч.

3.3 велопешеходная дорожка: Велосипедная дорожка, предназначенная для раздельного или совместного с пешеходами движения велосипедистов и обозначенная дорожными знаками.

3.4 велосипедист: Лицо, управляющее велосипедом.

3.5 велосипедная дорожка: Отдельная дорога или часть автомобильной дороги, предназначенная для велосипедистов и оборудованная соответствующими техническими средствами организации дорожного движения.

3.6 велосипедная стоянка: Место для кратковременной стоянки (до одного часа) велосипедов, оборудованное стойками или другими специальными конструкциями для обеспечения сохранности велосипедов.

3.7 маломобильные группы населения: Люди, испытывающие затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуги, необходимой информации или при ориентировании в пространстве (инвалиды, люди с временным нарушением здоровья, пожилые люди, беременные женщины, люди с детскими колясками, с малолетними детьми, тележками, багажом).

3.8 пешеход: Лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге либо на пешеходной или велопешеходной дорожке и не производящее на них работу. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску, а также использующие для передвижения роликовые коньки, самокаты и иные аналогичные средства.

3.9 пешеходная дорожка: Размещаемое за пределами земляного полотна инженерное сооружение, предназначенное для движения пешеходов вне населенных пунктов в полосе отвода или придорожной полосе автомобильной дороги.

3.10 плотность пешеходных потоков: Количество людей, приходящихся на единицу площади пешеходного пути.

3.11 полоса для велосипедистов: Велосипедная дорожка, расположенная на проезжей части автомобильной дороги, отделяющая велосипедистов техническими средствами организации дорожного движения (разметкой, дорожными ограждениями и т.д.) от проезжей части и обозначенная дорожным знаком в сочетании с табличкой, расположенными над полосой.

4 Основные положения

4.1 Пешеходные, велосипедные и велопешеходные дорожки должны проектироваться вдоль автомобильных дорог общего пользования.

Размещение пешеходных и велосипедных дорожек в границах полосы отвода автомобильной дороги должно осуществляться в соответствии с документацией по планировке территории и согласовывается с местными органами управления.

Проектирование пешеходных и велосипедных дорожек на автомобильных дорогах общего пользования, проходящих через населенные пункты, допускается выполнять с учетом национальных норм государств — участников Соглашения в области градостроительства.

4.2 Устройство пешеходных и велосипедных дорожек должно обеспечивать безопасные условия движения пешеходов и велосипедистов.

Обустройство автомобильной дороги пешеходными и велосипедными дорожками не должно ухудшать условия безопасности дорожного движения, условия использования и содержания автомобильной дороги и расположенных на ней сооружений и иных объектов.

4.3 Для обеспечения безопасности дорожного движения пешеходные и велосипедные дорожки должны оборудоваться соответствующими дорожными знаками, разметкой, ограждениями и светофорами.

5 Проектирование пешеходных дорожек

5.1 Пешеходные дорожки при проектировании следует размещать за пределами земляного полотна автомобильных дорог и располагать в зависимости от рельефа местности:

— в равнинной местности — за пределами обочин и не ближе 2,7 м от кромки проезжей части;

— в пересеченной местности (при наличии высоких насыпей или глубоких выемок) — на присыпных бермах.

В стесненных условиях и на подходах к искусственным сооружениям допускается размещение пешеходной дорожки на земляном полотне автомобильной дороги на расстоянии от кромки проезжей части не менее 2,0 м с отделением ее от проезжей части разделительной полосой или техническими средствами организации дорожного движения.

5.2 Пешеходные дорожки в зоне объектов дорожного сервиса следует проектировать при плотности пешеходных потоков не менее 0,3 чел./м.

5.3 Число полос движения на пешеходной дорожке следует определять интенсивностью пешеходного движения.

Интенсивность пешеходного движения следует определять числом пешеходов, проходящих через поперечное сечение пешеходного пути в единицу времени.

При суммарной (в двух направлениях) интенсивности пешеходного движения в часы пик до 50 чел./ч пешеходная дорожка должна иметь одну полосу движения, до 1000 чел./ч — не менее двух полос движения.

При интенсивности пешеходного движения более 1000 чел./ч число полос движения следует увеличивать на одну полосу движения на каждую тысячу человек.

5.4 Ширина одной полосы пешеходной дорожки с двумя полосами движения и более должна быть не менее 0,75 м. Минимальная ширина однополосной пешеходной дорожки должна быть не менее 1 м.

В ширину пешеходных дорожек не следует включать площадки для размещения киосков, скамеек, опор освещения и т.п.

5.5 Размер полосы движения и площадок на пешеходных дорожках, на которых могут находиться инвалиды-колясочники и другие маломобильные группы населения, следует назначать с учетом следующих требований:

— ширина полосы для одностороннего движения должна быть не менее 1,2 м; для двухстороннего движения — не менее 2 м;

— для разворота кресел-колясок требуется площадка размером 1,8х1,8 м;

— для остановки инвалидов на креслах-колясках требуется участок шириной 0,9 м и длиной 1,5 м, а взрослых с детской коляской — шириной 0,9 м и длиной 1,8 м;

— для встречного разъезда людей в кресле-коляске, а также в случае наличия пространственно-территориальных возможностей уширение пешеходной дорожки в плане следует выполнять размером не менее: для комфортных условий движения пешеходов — 3,0х1,8 м; для нормальных условий движения пешеходов — 2,0х1,7 м;

— высота прохода должна быть не менее 2,1 м до низа конструкций и не менее 2,3 м до низа ветвей деревьев.

Опасные для маломобильных групп населения участки пешеходных путей следует огораживать.

5.6 Дальность пешеходных подходов до ближайшей остановки общественного пассажирского транспорта следует принимать не более 500 м.

Пешеходные дорожки устраивают в направлении основных потоков пассажиров от посадочных площадок до существующих тротуаров или пешеходных дорожек, а при их отсутствии — на расстоянии не менее расстояния боковой видимости.

5.7 Параметры геометрических элементов поперечного профиля, продольного и поперечного уклонов следует назначать с учетом требований ГОСТ 33475. В таблице 1 приведены требования к параметрам пешеходных дорожек.


Таблица 1 — Требования к параметрам пешеходных дорожек

Параметры

Значения

Ширина полосы движения, м

0,75-4,5

Ширина обочины пешеходной дорожки, проходящей в насыпи, м

0,5

Продольный уклон, ‰

60

Поперечный уклон, ‰

5-25

Примечания

1 В районах с частым гололедом продольный уклон пешеходных дорожек не должен превышать 40‰, при продольных уклонах более 60‰ и устройстве лестниц их следует оборудовать поручнями. Для обеспечения безопасности движения пешеходов при наличии уклонов 25‰ через каждые 100 м наклонной поверхности необходимо предусматривать устройство промежуточных горизонтальных площадок длиной не менее 5,0 м.

2 Продольные уклоны пешеходных дорожек в горных условиях и в районе с сильно пересеченным рельефом следует принимать не более 100‰ при протяженности этого уклона не более 300 м. При уклонах более 100‰ или длине более 300 м предусматривать устройство лестниц (не менее 3-х и не более 12 ступеней в одном марше).

3 Продольные уклоны пешеходных дорожек, предназначенных для пользования лицами, передвигающимися на креслах-колясках, и физически ослабленными лицами, следует принимать не более 40‰, поперечный уклон — не более 10‰.

4 Значения параметров ширины полосы движения и поперечного уклона определяются с учетом национальных норм государств — участников Соглашения.

5.8 Для обеспечения безопасности дорожного движения на пешеходных переходах в одном уровне с автомобильной дорогой следует обеспечивать треугольник видимости (таблица 2).


Таблица 2 — Требования по обеспечению треугольника видимости для условий «пешеход-автотранспорт»

Скорость движения, км/ч

25

30

40

50

60

70

80

90

Параметры треугольника видимости, не менее, м

8х40

9х43

10х50

11х57

12х64

13х71

14х78

15х85


Максимальное необходимое расстояние боковой видимости следует определять по формуле

, (1)


где — скорость движения пешехода по пересекаемой дороге, км/ч;

— расчетная скорость автомобиля, км/ч;

— расчетное расстояние видимости из условия остановки перед препятствием, м.

5.9 При пересечениях пешеходными дорожками водотоков и оврагов следует принимать проектное решение для исключения выхода пешеходов на проезжую часть автомобильной дороги.

5.10 При пересечении автомобильных дорог с трубопроводами (водопровод, канализация, газопровод, нефтепровод, теплотрассы и т.п.), а также с кабелями линий связи и электропередачи необходимо соблюдать требования нормативных документов на эти коммуникации.

Пересечения различных подземных коммуникаций с автомобильными дорогами рекомендуется предусматривать под прямым углом. Прокладка этих коммуникаций (кроме мест пересечений) под насыпями дорог не допускается.

5.11 Покрытия пешеходных дорожек следует устраивать из каменных или минеральных материалов, обработанных вяжущими. Материал поверхности покрытия и его структура выбирается с коэффициентом сцепления 0,6…0,75, обеспечиваемым при любых погодных условиях.

5.12 Решетки ливневой канализации следует располагать в стороне от их пешеходной части. В пределах ширины пешеходной части элементов обустройства автомобильных дорог, предназначенных для движения и нахождения на них инвалидов и других маломобильных групп населения, не допускается размещение люков любого назначения.

6 Проектирование велосипедных дорожек

6.1 Велосипедные дорожки располагают на отдельном земляном полотне, у подошвы насыпей и за пределами выемок или на специально устраиваемых бермах.

На подходах к искусственным сооружениям велосипедные дорожки допустимо размещать на обочине с отделением их от проезжей части ограждениями или разделительными полосами.

Однополосные велосипедные дорожки располагают с наветренной стороны от дороги (в расчете на господствующие ветры в летний период), двухполосные — при возможности по обеим сторонам дороги.

6.2 Велосипедные и велопешеходные дорожки следует, как правило, устраивать за пределами проезжей части дорог при соотношениях интенсивностей движения автомобилей и велосипедистов, указанных в таблице 3. Полосы для велосипедистов на проезжей части допускается устраивать на обычных автомобильных дорогах с интенсивностью движения менее 2000 авт./сут (до 150 авт./ч).


Таблица 3

Фактическая интенсивность движения автомобилей (суммарная в двух направлениях), авт./ч

До 400

600

800

1000

1200

Расчетная интенсивность движения велосипедистов, вел./ч

70

50

30

20

15

6.3 Геометрические параметры велосипедных дорожек представлены в таблице 4.


Таблица 4 — Основные геометрические параметры велосипедной дорожки

Нормируемый параметр

Минимальные значения

при новом строительстве

в стесненных условиях

Расчетная скорость движения, км/ч

25

15

Ширина проезжей части для движения, м, не менее:

однополосного одностороннего

1,0-1,5

0,75-1,0

двухполосного одностороннего

1,75-2,5

1,50

двухполосного со встречным движением

2,50-3,6

2,00

Ширина велосипедной и пешеходной дорожки с разделением движения дорожной разметкой, м

1,5-6,0

1,5-3,25

Ширина велопешеходной дорожки, м

1,5-3,0

1,5-2,0

Ширина полосы для велосипедистов, м

1,20

0,90

Ширина обочин велосипедной дорожки, м

0,5

0,5

Наименьший радиус кривых в плане, м:

при отсутствии виража

30-50

15

при устройстве виража

20

10

Наименьший радиус вертикальных кривых, м:

выпуклых

500

400

вогнутых

150

100

Наибольший продольный уклон, ‰

в равнинной местности

40-60

50-70

в горной местности

100

Поперечный уклон проезжей части, ‰

15-20

20

Уклон виража, ‰, при радиусе:

5-10 м

более 30

30

10-20 м

более 20

20

20-50 м

более 15

15-20

50-100 м

20

Габарит по высоте, м

2,50

2,25

Минимальное расстояние до бокового препятствия, м

0,50

0,50

Ширина пешеходной дорожки 1,5 м, велосипедной — 2,5 м.

Ширина пешеходной дорожки 1,5 м, велосипедной — 1,75 м.

При интенсивности движения не более 30 вел./ч и 15 пеш./ч.

При интенсивности движения не более 30 вел./ч и 50 пеш./ч.

6.4 Велосипедные дорожки следует проектировать как для двустороннего движения (при интенсивности движения до 70 вел./ч), так и для одностороннего (при интенсивности движения более 70 вел./ч).

Наименьшее расстояние от края велосипедной дорожки должно составлять: до кромки проезжей части дорог, деревьев — 0,75 м; до тротуаров — 0,5 м; до стоянок автомобилей и остановок общественного транспорта — 1,5 м.

6.5 Длину велосипедных дорожек на подходах к населенным пунктам следует определять численностью жителей и принимать в соответствии с таблицей 5.


Таблица 5

Численность населения, тыс.чел.

Св. 500

500-250

250-100

100-50

50-25

25-10

Длина велосипедной дорожки, км

15

15-10

10-8

8-6

6-3

3-1

6.6 Ширина разделительной полосы между проезжей частью автомобильной дороги и параллельной или свободно трассируемой велосипедной дорожкой должна быть не менее 2,0 м. В стесненных условиях допускается разделительная полоса шириной 1,0 м, возвышающаяся над проезжей частью не менее чем на 0,15 м, с окаймлением бордюром или установкой барьерного или парапетного ограждения.

6.7 При устройстве пересечения автомобильных дорог и велосипедных дорожек требуется обеспечить безопасное расстояние видимости (таблица 6). При расчетных скоростях автотранспортных средств более 80 км/ч и при интенсивности велосипедного движения не менее 50 вел./ч устройство пересечений велосипедных дорожек с автомобильными дорогами в одном уровне возможно только при устройстве светофорного регулирования.

В целях обеспечения безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах I категории устройство пересечений автомобильных дорог с велосипедными дорожками в виде разрывов на разделительной полосе дорожных ограждений при интенсивности движения более 250 авт./ч не допускается.


Таблица 6 — Безопасное расстояние видимости

Ширина проезжей части, м

Расстояние видимости приближающегося автомобиля, м, при различных скоростях движения автомобилей, км/ч

50

60

70

80

7,0

130

150

180

200

10,5

170

200

230

270

14,0

210

250

290

330

6.8 Велосипедные дорожки в зоне пересечений с автомобильной дорогой должны быть освещены на расстоянии не менее 60 м.

6.9 Места пересечений велосипедных дорожек с автомобильными дорогами в одном уровне должны оборудоваться соответствующими дорожными знаками и разметкой.

При необходимости устройства велосипедного или пешеходного путепровода или тоннеля при пересечении велосипедных и пешеходных дорожек с транспортными развязками необходимо разрабатывать технико-экономические обоснования целесообразности строительства путепровода или тоннеля для них.

6.10 Покрытия велосипедных дорожек следует устраивать из асфальтобетона, цементобетона и каменных материалов, обработанных вяжущими, а при проектировании велопешеходных дорожек для выделения полос движения для велосипедистов — с применением цветных покрытий противоскольжения в соответствии с требованиями ГОСТ 32753.

6.11 При обустройстве дождеприемных решеток, перекрывающих водоотводящие лотки, ребра решеток не должны быть расположены вдоль направления велосипедного движения и должны иметь ширину отверстий между ребрами не более 15 мм.

6.12 Открытые велосипедные стоянки следует сооружать и оборудовать стойками или другими устройствами для кратковременного хранения велосипедов у предприятий общественного питания, мест кратковременного отдыха, магазинов и других общественных центров.

6.13 Велопарковки следует устраивать для длительного хранения велосипедов в зоне объектов дорожного сервиса (гостиницы, мотели и др.).

По степени закрытости велопарковки, как правило, разделяются на: открытые, открытые с навесом, закрытые.

Чтобы обеспечить удобство пользования велопарковками и исключить помехи для пешеходов, следует соблюдать необходимые расстояния между стойками и другими объектами (рисунок 1).

Рисунок 1 — Минимальные необходимые расстояния для создания велопарковки


Рисунок 1 — Минимальные необходимые расстояния для создания велопарковки

УДК 625.7/.8:006.354

МКС 93.080.30

ОКП 52 1000


Ключевые слова: дороги автомобильные общего пользования, проектирование пешеходных и велосипедных дорожек, общие требования




Электронный текст документа
подготовлен АО «Кодекс» и сверен по:
официальное издание
М.: Стандартинформ, 2015

docs.cntd.ru

12. Ширина проезжей части и зп

8.

Параметры элементов дорог

Категории дорог

I-a

I-б

II

III

IV

V

Число полос движения

4; 6; 8

4; 6; 8

2

2

2

1

Ширина полосы движения, м

3,75

3,75

3,75

3,5

3

Ширина проезжей части, м

27,5;

211,25;

215

27,5;

211,25;

 215

7,5

7

6

4,5

Ширина обочин, м

3,75

3,75

3,75

2,5

2

1,75

Наименьшая ширина укрепленной полосы обочины, м

0,75

0,75

0,75

0,5

0,5

Наименьшая ширина разделительной полосы между разными направлениями движения, м

6

5

Наименьшая ширина укрепленной полосы на разделительной полосе, м

1

1

Ширина земляного полотна, м

28,5; 36; 43,5

57,5; 35; 42,5

15

12

10

8

Ширину проезжей части дорог в пределах средней части вогнутых кривых в продольном профиле, сопрягающих участки продольных уклонов с алгебраической разностью 60‰ и более, следует увеличивать с каждой стороны для дорог II и III категорий на 0,5 м, а для дорог IV и V категорий — на 0,25 м по сравнению с нормами, приведенными в табл. 4*.

Длина участков с уширенной проезжей частью должна быть для дорог II и III категорий не менее 100 м, для дорог IV и V категорий — не менее — 50 м.

Переход к уширенной проезжей части следует осуществлять на участке длиной 25 м для дорог II и III категорий и на участке 15 м — для дорог IV и V категорий.

4.9. На участках дорог V категории с уклонами более 60 ‰ в местах с неблагоприятными гидрогеологическими условиями и с легкоразмываемыми грунтами, с уменьшенной шириной обочин следует предусматривать устройство разъездов. Расстояния между разъездами надлежит принимать равными расстояниям видимости встречного автомобиля, но не более 1 км. Ширину земляного полотна и проезжей части на разъездах следует принимать по нормам дорог IV категории, а наименьшую длину разъезда — 30 м. Переход от однополосной проезжей части к двухполосной следует осуществлять на протяжении 10 м.

4.10. Ширину обочин дорог на особо трудных участках горной местности, на участках, проходящих по особо ценным земельным угодьям, а также в местах с переходно-скоростными полосами и с дополнительными полосами на подъем при соответствующем технико-экономическом обосновании с разработкой мероприятий по организации и безопасности движения допускается уменьшать до 1,5 м — для дорог I-а, I-б и II категорий и до 1 м — для дорог остальных категорий.

4.11. Ширину раздельной полосы на участках дорог, где в перспективе может потребоваться увеличение числа полос движения, следует увеличивать на 7,5 м против норм, приведенных в табл. 4*, и принимать равной: для дорог I-а категории — не менее 13,5 м, для дорог I-б категории — не менее 12,5 м.

Поверхности разделительных полос в зависимости от их ширины, применяемых грунтов, вида укрепления и природно-климатических условий придается уклон к середине разделительной полосы или в сторону проезжей части. При уклоне поверхности разделительной полосы к середине для отвода воды следует предусматривать устройство специальных коллекторов.

4.12. Ширину разделительной полосы на участках дорог, проложенных по ценным землям, на особо трудных участках дорог в горной местности, на больших мостах, при проложении дорог в застроенных районах и т.п. при соответствующих технико-экономических обоснованиях допускается уменьшать до ширины, равной ширине полосы для установки ограждений плюс 2 м.

Переход от уменьшенной ширины разделительной полосы к ширине полосы, принятой на дороге, следует осуществлять с обеих сторон с отгоном 100 : 1.

Разделительные полосы следует предусматривать с разрывами длиной 30 м через 2 — 5 км для организации пропуска движения автотранспортных средств и для проезда специальных машин в периоды ремонта дорог. В периоды, когда они не используются, их следует закрывать специальными съемными ограждающими устройствами.

4.13. Ширина насыпей автомобильных дорог поверху на длине не менее 10 м от начала и конца мостов, путепроводов должна превышать расстояние между перилами моста, путепровода на 0,5 м в каждую сторону. При необходимости следует производить соответствующее уширение земляного полотна; переход от уширенного земляного полотна к нормативному надлежит выполнять на длине 15 — 25 м.

studfile.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *